К оглавлению |
Здравствуй, умная головка!
Ты давно ль из чуждых стран?
Кстати, что твоя "поповка"?
Поплыла ли в океан?
Плохо, дело не спорится,
Опыт толку не дает.
Все кружится да кружится,
Все кружится... не плывет!
Так Н.А. Некрасов в своей поэме "Современники" откликнулся на техническую сенсацию своего времени - постройку знаменитых круглых броненосцев, названных "поповками" в честь их создателя адмирала А.А. Попова (1821-1898). В конце 60-х годов он получил задание разработать броненосец для защиты Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана. Неся самое сильное вооружение и самую толстую броню, он должен иметь осадку не больше 4,3 м! Тщательный анализ привел к необычному решению - круглому в плане судну диаметром более 30 м.
Проектирование и постройка в 1873-1875 годах этих
кораблей - они получили названия "Новгород" и "Вице-адмирал
Попов" - вызвали в печати того времени немало
кривотолков и вздорных слухов, в плену которых оказался,
увы, и Некрасов. Например, в приведенных стихах
утверждается, будто "поповка" должна была "плыть в
океан". В действительности же она предназначалась для
Черного моря, где плавала вполне успешно. Ни о каком
"кружении" на месте не могло быть и речи: "поповка"
оказалась удивительно устойчивой на курсе. Менять курс и
подруливать она могла только машинами, ибо рули у нее
находились в зоне "мертвой воды".
К сожалению, даже в более поздний период некоторые авторы утверждали, что "поповки" якобы вращались при стрельбе установленных на них орудий. Простой расчет показывает, что после выстрела из одного орудия скорость вращения, вызываемая отдачей, составляла смехотворно малую величину - 0,37 оборота в час! При выстреле же из двух орудий скорость вращения, естественно, ноль!
Несмотря на все споры и насмешки в прессе, "поповки" сыграли свою роль в русско-турецкой войне. Начальник приморской обороны Одессы писал 11 августа 1877 года: "Я вполне признаю огромную оборонительную силу "поповок", в особенности в таких местах, как, например. Одесса, где оборонительная линия растянута на большое расстояние, и их огромные орудия могут удобно переноситься с одного фланга на другой для поддержки атакованных батарей".
В 1882 году Попов по образцу "поповок" построил для царя яхту "Ливадия". На корабле была нормальная высокая палуба, а нижняя, плавучая часть судна, также имевшая круглую форму, была частично погружена в воду. Здесь царь мог чувствовать себя, как на пляже, Пока корабль строили, Александр II был убит, и плавучим пляжем наслаждался только его наследник Александр III. Позднее корабль был остановлен и закончил свою карьеру как транспортировщик угля на Черноморском флоте.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |