К оглавлению
номера
К оглавлению


ТУРГЕНЕВ И ЛЕВИАФАН

Всем одесситам известен (хотя бы из произведений В. Катаева) пароход "Тургенев", названный в память великого писателя земли русской, жившего большей частью за ее рубежами.

3 января 1858 года И.С. Тургенев писал графине Е. Ламберт: "Я здесь, в Риме, все это время много и часто думаю о России. Что с ней делается теперь? Двинется ли этот Левиафан (подобно английскому) и взойдет ли на волны, или застрянет на полпути?"

Как актуальны ныне эти строки!.. Интересно, о каком событии упоминает знаменитый писатель? Что это за "английский Левиафан"? Что с ним случилось и где он "застрял на полпути"? В комментариях к тому тургеневских писем никаких объяснений по этому поводу нет.


Оказывается, Тургенев упоминает о событии, которое тогда находилось в центре внимания всей Европы, - о спуске на воду знаменитого парохода "Грейт Истерн". Заложенный в 1853 году на верфи Скотта-Рассела на Собачьем острове, на Темзе, этот гигант должен был совершать рейсы в Индию вокруг Африки без заправки углем в пути. Инициатором постройки и автором проекта был знаменитый И. Брюнель (1806-1859) - быть может, самый крупный английский инженер первой половины XIX века, соорудивший 25 железных дорог, 125 мостов и виадуков, двухмильный тоннель Бокс, долгое время остававшийся самым длинным тонелем в мире, и три лайнера - "Грейт Вестерн", "Грейт Бритн" и "Грейт Истерн", каждый из которых составил эпоху в истории парового океанского судостроения.

Последнее детище Брюнеля не могло не поражать воображения современников. Водоизмещение огромного корпуса длиной 212 и шириной 36 м должно было составлять 36160 т - больше, чем всех у 197 английский кораблей, разбивших некогда испанскую "Великую армаду", и вдвое превышало бы водоизмещение печально известного "Адмирала Нахимова". Никакое другое судно в мире не имело 6 мачт, 5 труб и более 5 тысяч квадратных метров парусов. Две паровые машины общей мощностью 11 тысяч лошадиных сил (достаточной для удовлетворения нужд всех фабрик Манчестера, как подсчитали тогдашние журналисты) приводили в движение невиданные 18-метровые гребные колеса и 7-метровый стальной гребной винт весом 49 т! Десять котлов, питаемых забортной водой, были окружены бункерами, вмещавшими 15 тысяч тонн угля. На палубе должны были разместиться 20 спасательных шлюпок и 2 паровых катера.

Даже по современным масштабам этот исполин мог бы считаться уникальным: он вмещал 4 тысячи пассажиров - вдвое больше, чем крупнейший в истории лайнер "Куин Элизабет". Ширина же его была столь велика, что он не прошел бы в наши дни через Панамский канал.

Для строительства такого судна не нашлось подходящего сухого дока, и его пришлось сооружать на берегу и спускать боком. Причем впервые в судостроительной практике Брюнель решил осуществить управляемый спуск: с помощью гигантских шпилей можно было затормозить корпус, если бы он начал двигаться слишком быстро. Но во время спуска случилось непредвиденное: "Грейт Истерн" застрял на помосте, и Брюнелю пришлось сталкивать его на воду с помощью домкратов. Три месяца длилась эта беспримерная борьба, и только утром 31 января 1858 года высокий прилив легко снял судно с помоста...

Возникает вопрос: мы все время говорим о "Грейт Истерне", а при чем же тут "Левиафан"? Оказывается, название "Грейт Истерн" было дано судну позднее, а пока оно стояло на стапеле, газетчики окрестили его в честь гигантского библейского морского чудовища.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка