К оглавлению
номера
К оглавлению


Михаил Рыбак

Записки фоторепортера

СТРАНЕ НУЖЕН МЕТАЛЛОЛОМ


Ажурные металлические ограды и ворота самых необыкновенных узоров, оставленные нам в наследство художниками-металлистами прошлого и первой половины нынешнего века, были украшениями одесских улиц, дворов и двориков. На Французском бульваре многие металлические ограды и ворота были настоящими произведениями искусства. Сквозь черные узоры ворот у входа в Отраду зеленела листва старых деревьев с густыми красивыми кронами, а осенью, после листопада, ажурный рисунок ворот сказочно смотрелся на фоне голубого неба, сливающегося с постоянно меняющей оттенки морской равниной. Но вот однажды кто-то в каком-то кабинете решил, что решетки и "всякие там ограды" мешают жить и плодотворно трудиться свободным советским людям и потому следует "освободить город от чуждых его жизни заборов". Скорее всего принимали такое решение не одесситы, а присланные сюда и внедренные на высокие руководящие посты "варяги", которые немедленно получали шикарные квартиры, служебные машины новейших выпусков, а до красоты этого для них по сути дела чужого города им дела никакого не было. Да и понимали они своей натурой, что красиво, а что уродливо? Так родилась и немедленно стала претворяться в жизнь очередная разрушительная кампания (ломать, как известно, - не строить), в которую были вовлечены все инстанции - от высшего партийного органа до ЖЭКов, дворников и любителей сдавать хоть за небольшую плату металлолом. Более того, вовлекли в эту разгромную кампанию школьников, перед которыми тоже ставили планы-нормы металлолома. А где его брать? Конечно, лучше ломать ограды, ворота, тем более, что это разрешено "сверху", да и вес у этих металлоузоров внушительный. В школьных дворах возникали горы "ненужного" металла, где нередко можно было обнаружить не только узорные ворота и заборы, но и вполне пригодные металлические запчасти, железные кровати, все, что бывает в этом мире металлического, в общем, брали и несли в школьный двор все металлическое, что "плохо лежит". А учителя, воспитатели юных сборщиков металлолома стояли в сторонке, потирая руки и ухмыляясь, ибо главным было не что принесли, а сколько, потому что развернулось соревнование между классами, пионерскими отрядами, дружинами, а до этого никто из образованных, культурных учителей не додумался провести экскурсию со своими воспитанниками, чтобы ознакомить их с красотой родного города. Но, конечно же, говорили о патриотизме, о преданности идеям, но говорить - не делать. Кампания была в разгаре. Исчезали даже невысокие ажурные ограждения вдоль тротуаров (тоже что-то весят!), и тут же среди высаженных цветов и декоративной травы втыкали колышки с прибитыми к ним фанерками, на которых написано черным по серому: "по газонам не ходить!" или совсем устрашающим "штраф 100 рублей". Освободили от высокого красивого забора парк культуры и отдыха имени Шевченко, после чего автомобили имели возможность заезжать на аллеи по пешеходным дорожкам беспрепятственно с улицы Успенской и какое-то время с переулка Нахимова, но вскоре здесь вместо красивый ажурных ворот укрепили поперек входа ржавую металлическую трубу с камнем-противовесом, имитирующую шлагбаум, и это "сооружение" было немедленно взято под контроль инспекторов ГАИ как весьма рентабельный для личных доходов участок. "Шлагбаум", правда, можно было открыть, но ключ от огромного амбарного замка, закрывающего ржавую цепь, был опять-таки в распоряжении инспекторов дорожного движения.

Эпидемия по борьбе с заборами была стремительной прежде всего потому, что кое-кому хотелось перенести узорные заборы, ворота на свои приусадебные участки, дачи, где можно было нередко увидеть и удобные откидные самолетные или автобусные кресла, массивные металлические скамейки со спинками, совсем недавно украшавшие аллеи парков и скверов города, и многое, многое другое.

На снимке автора,
сделанном за год до кампании
по борьбе с заборами, -
ворота на Французском бульваре у входа в Отраду.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка