К оглавлению |
Попытка полуэкономического анализа
Что говорят простому человеку три магические буквы КВН? Подавляющему большинству приходят на ум шутки и пляски одноименной передачи российского телевидения, оживляющие суровую жизнь зрителей.
Однако поговорим об эономических основах существования КВНа. Метаморфозы, которые происходили с Россией (перестройка, ускорение, реформы) служили и продолжают служить неиссякаемым источником шуток. Но высмеиваемые процессы затронули и сам КВН. На смену игре первых лет перестройки - бурной, наивной и открытой - пришла рыночная.
ПРОДУКТ. Основа любого рынка - конкурентоспособный товар. Несомненно, качественный юмор - товар экстра- класса. За него готовы платить и болельщики в зале, и телеканалы (что подразумевает высокий зрительский интерес), и даже спонсоры. Юмор как товар не уступает в цене любому другому зрелищному товару - спорту, кино, музыке. Формирование рынка юмора стало объективным обстоятельством нашего времени.
МОНОПОЛИЯ. В России на рынке юмора КВН имеется единственный монополист - фирма "АМиК" (Александр Масляков и компания). К сожалению, данные о деятельности этой фирмы закрыты для широкой публики. Но по косвенным фактам можно сделать множество выводов о деятельности этой компании. Скорее всего, "АМиК" обладает правами собственности на технологию и идею игры КВН, вероятно, честно выкупленными у подлинных авторов идеи (Аксерольд и другие), "АМиК" обеспечил монопольное присутствие на телевизионном рынке юмора в секторе КВН. "АМиК" имеет все черты семейного бизнеса, что, впрочем, не скрывается. Название фирмы, где вмсто идеи КВН сделан упор на персону, говорит за себя. Имеется вечный ("Масляков - бессменный ведущий со средних веков") президент компании, полномочия которого ничем не ограничены. Беспрецедентная "приучающая, создающая образ" реклама Маслякова-младшего в передачах КВН не оставляет сомнений, кому перейдет пост президента клуба.
РАБОТНИКИ. Это все команды КВН, участвующие в играх. Очевидно, что без серьезной профессиональной работы авторов, сценаристов, музыкантов, хореографов, артистов и остальных участников выступление современной команды КВН невозможно себе представить. Качественный номер очень трудно сделать на голом энтузиазме - нужны немалые деньги.
ИНВЕСТОРЫ. Фирмы и организации, вкладывающие деньги в команды КВН, хотят иметь соответствующую отдачу от них. Капитал должен работать и приносить прибыль материальную или хотя бы моральную. Конечно, есть энтузиасты, финансирующие команды безвозмездно. Их нужно отнести к меценатам, и они, увы, составляют меньшую часть. Чем больше денег вкладывает спонсор, тем в большей отдаче он заинтересован. Он хочет, чтобы его рекламный щит или бегущая строка были показаны большее количество раз, а значит, команда должна продвинуться как можно выше.
БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ. Расслоение российских команд проявляется все отчетливее. Бесспорно, многие финансово сильные команды заслужили благополучие собственным талантом в течение долгих лет выступлений (например, ХАИ). Но в последние годы мы видим, как новички, показывающие, мягко говоря, средний уровень мастерства, зато имеющие за плечами мощную финансовую поддержку, вдуг за один год взлетают на самый верх. Это неизбежно наводит на мысль, что недостаток мастерства вполне может покрываться "лоббированием интересов заинтересованных сторон".
ПРАВИЛА ИГРЫ. Главная проблема КВНа - это отсутствие четких и непротиворечивых критериев оценки юмора! Это существенно отличает рынок юмора, скажем, от рынка спорта. Даже наличие твердых правил не гарантирует абсолютной чистоты спорта (взять хотя бы проблему судейства в футболе). Что же тогда говорить о судействе в КВНе, где судейство вполне позволяет сделать победителем любую команду.
ЮМОР. Товар есть, а как же деньги? Вот этот момент в наибольшей степени поражает в современной организации КВН. Команда в поту и муках, напрягая все свои таланты и потратив немалые средства спонсоров, выдает на гора высококачественный коммерческий продукт - юмор и отдает его в собственность "АМиК" практически безвозмездно. Мало того, она еще и приплачиват (деньги спонсора) за то, чтобы отдать этот продукт!
За это монополист ввел категорический запрет на видеосъемки не только во время самой игры, но даже во время генеральной репетиции для нужд самой команды-участницы.
"АМиКом" изобретен новый вид цензуры. Суть его в том, что монтаж выступления команды подгоняется под оценки жюри!
Понятно, что отсекание пусть ярких, но не "дойных" команд неизбежно ведет к снижению общего уровня передачи. Что мы и наблюдаем в течение последних двух лет: довольно серые и безликие полуфиналы и финалы. Казалось бы, это неминуемо ударит по рейтингу программы (и ударяет), а слдовательно - не на руку "АМиК", ибо снижает доходы от продажи КВНа телевидению. Но есть два фактора, которые следует учесть. Тот юмор низкого пошиба на грани пошлости, которого много стало в последнее время, возможно, вполне устраивает широкие массы телезрителей, уровень запросов которых тоже весьма упал (в немалой степени стараниями того же телевидения). Факт, что "братки" и "менты" со своим специфическим юмором играют первые скрипки в КВНе, как нельзя лучше отражает российские жизненные реалии. Интеллектуальный юмор в загоне. Во вторых, доход от спонсоров выше дохода от продажи ТВ-программы, поэтому первое для "АМиК" важнее.
Юрий ВЕЗУНЧИКОВ.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |