К оглавлению
номера
К оглавлению



Дневник кинофестиваля "Молодость-99"

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
ОТ МАЛОГО К ВЕЛИКОМУ


Одной из самых насыщенных конкурсных программ фестиваля стал раздел короткометражных фильмов. За право считаться лучшим соревновались 28 мини-фильмов из двадцати стран. Особое внимание именно к этому разделу приковывало то, что в конкурс была включена короткометражная работа Киры Муратовой "Письмо в Америку" - дебют мастера с мировым именем в коротком метраже (если, конечно, не считать объединенных в один фильм трех новелл о жестокости - предыдущий фильм Муратовой "Три истории"). Особая интрига заключалась еще и в том, что незадолго до фестиваля Кира Муратова решила снять свой фильм с конкурса, столкнувшись с публичным высказыванием одного из киевских кинокритиков, сравнившим присутствие фильма Муратовой в конкурсе фестиваля дебютантов с боем братьев Кличко с командой юниоров. Однако мнение отборочной комиссии, не усмотревшей в этом никаких противоречий регламенту "Молодости", и окончательное мнение Министерства культуры и искусств, финансировавшего эту работу, поставили точку под чуть было не разгоревшимися страстями. Фильм "Письмо в Америку" был представлен в конкурсе короткометражных работ, однако сама Кира Георгиевна на фестивале так и не присутствовала. Новая работа Муратовой - это саркастичный "гимн опустошения интеллигенции", приукрашенный загадочным славянским "диким" юмором.В двадцатиминутном сюжете - час из жизни бедного поэта, который записывает на кассету видеописьмо к своему, уехавшему в Америку, другу, по ходу дела пытаясь выбить деньги за квартиру от своей квартирантки.

Забегая чуть вперед, скажем, что для Киры Муратовой, которая продолжает жить и работать в Одессе, участие в фестивале не прошло безрезультатно. Фильм получил два приза: специальный приз жюри - икону святой Богородицы и специальный приз фестиваля, как лучшему украинскому фильму 1999 года, - в виде гранта на сумму 50 тыс. долларов для постановки будущей полнометражной картины.

В калейдоскопе короткометражных работ фавориты, о которых стоило бы говорить, как о возможных претендентах на призы, выявились сразу. Самый короткий фильм фестиваля - "Десерты" (реж. Джефф Старк, Шотландия) - это трехминутный ролик с элементами черного юмора и единственным актером - Эваном Мак Грегором, который изображает в фильме попавшего на крючок неведомой природной субстанции, подобрав на берегу океана аппетитное пирожное.

Наиболее представительной и запоминающейся была программа стильных и остроумных работ "французского десанта".Среди них особо выделялся короткий динамичный трюковый фильм Ксавье де Шоденса "Финальные титры", в котором молодой актер спешит по залитым солнцем парижским улицам, опаздывая на титры своего фильма. Совершенно другой подход - холодный английский снобизм - демонстрировал не менее запоминающийся фильм "Ад для шкуры"(реж. Доминик Шеррер) - современная байкер-опера, развивающаяся на фоне индустриальных ландшафтов Лондона.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
ДОКУМЕНТ ПОД ГРИФОМ "ЖИЗНЬ"

Почти половина из представленных работ в разделе документального кино были посвящены теме деревни, а снующие в кадре коровы, лошади и козы стали в этот день настоящими звездами фестивального экрана. Представители отборочной комиссии фестиваля во время пресс-конференции не скрывали этого феномена: из всех поданных на конкурс документальных фильмов из постсоветских стран 90 процентов затрагивают тему деревни. Российские и украинские работы "Жизнь.Осень" (реж. Сергей Лозница, Марат Магамбетов), "Грех" (реж. Олесь Санин), "Положение"(реж. Сергей Познанский), отличаясь друг от друга в подходе и художественных средствах, сходились в общей тоскливой и пессимистичной атмосфере жизни селян на земле, которая по словам Олеся Санина "стала для них уже не кормящей матерью, а мачехой".

Стоило же только "пересечь границы" и посмотреть фильмы зарубежных документалистов, как взору представал совершенно иной мир и иная жизнь. И оказалось, что во многом предубеждения в отношении документального кино не имеют под собой оснований. Документальное кино может быть неожиданным, смешным и легким, как, например, короткий, но остроумный и эффектный французский фильм "Открывать здесь" (реж. Франсуа Эрнандес), в котором зрителю предложено всего-навсего понаблюдать за тем, как разные люди открывают упаковки продуктов или консервов. Или же не меньшее впечатление могут оказать чарующие морские пейзажи или наблюдение за касатками в их природной среде - в фильме "Вызывая касаток"(Норвегия, реж. Бенедикт Орвунг), снятом на севере Норвегии.


Однако в день показа документальных работ несколько фильмов все еще не дошли до Киева сквозь границы. Среди них - совместный монголо-бельгийский фильм "Держава псов". Никто бы не обратил на это особого внимания, но когда на следующий день фильм все же был доставлен и представлен зрителям, стало ясно, что самого главного все чуть было и не упустили. Созданный двумя молодыми людьми, представляющими две разные культуры, - азиатом Дорджанином Турмунхом из Монголии и европейцем Петером Бросенсом из Бельгии, этот более чем часовой документальный фильм-притча с завораживающей силой совмещает в себе азиатскую экзотику с западной зрелищностью, представив глубины монгольских традиций с помощью эстетики клипа.

В этот же день стало ясно, что один из главных претендентов на приз в категории документального кино уже определен. Свое мнение выразили и представители Международной федерации киноклубов, которые уже в предварительных беседах именно этому фильму оказывали предпочтение. Их мнение на церемонии закрытия материализовалось, и фильм "Держава псов" получил приз киноклубов.

Ну а впереди оставался последний, но решающий рубеж: два дня программы полнометражных фильмов...

(Окончание следует.)

Олег МЕЛЬНИЧУК.

На фото:
кадр из фильма "Держава псов" (Монголия - Бельгия);
Кира Муратова - участник конкурсной программы
короткометражных фильмов
со своей новой работой "Письмо в Америку".

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка