К оглавлению |
Дневник кинофестиваля "Молодость-99"
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
ОТ МАЛОГО К ВЕЛИКОМУ
Одной из самых насыщенных конкурсных программ фестиваля
стал раздел короткометражных фильмов. За право считаться
лучшим соревновались 28 мини-фильмов из двадцати стран.
Особое внимание именно к этому разделу приковывало то, что в
конкурс была включена короткометражная работа Киры Муратовой
"Письмо в Америку" - дебют мастера с мировым именем в
коротком метраже (если, конечно, не считать объединенных в
один фильм трех новелл о жестокости - предыдущий фильм
Муратовой "Три истории"). Особая интрига заключалась еще и в
том, что незадолго до фестиваля Кира Муратова решила снять
свой фильм с конкурса, столкнувшись с публичным
высказыванием одного из киевских кинокритиков, сравнившим
присутствие фильма Муратовой в конкурсе фестиваля дебютантов
с боем братьев Кличко с командой юниоров. Однако мнение
отборочной комиссии, не усмотревшей в этом никаких
противоречий регламенту "Молодости", и окончательное мнение
Министерства культуры и искусств, финансировавшего эту
работу, поставили точку под чуть было не разгоревшимися
страстями. Фильм "Письмо в Америку" был представлен в
конкурсе короткометражных работ, однако сама Кира Георгиевна
на фестивале так и не присутствовала. Новая работа Муратовой
- это саркастичный "гимн опустошения интеллигенции",
приукрашенный загадочным славянским "диким" юмором.В
двадцатиминутном сюжете - час из жизни бедного поэта,
который записывает на кассету видеописьмо к своему,
уехавшему в Америку, другу, по ходу дела пытаясь выбить
деньги за квартиру от своей квартирантки.
Забегая чуть вперед, скажем, что для Киры Муратовой, которая продолжает жить и работать в Одессе, участие в фестивале не прошло безрезультатно. Фильм получил два приза: специальный приз жюри - икону святой Богородицы и специальный приз фестиваля, как лучшему украинскому фильму 1999 года, - в виде гранта на сумму 50 тыс. долларов для постановки будущей полнометражной картины.
В калейдоскопе короткометражных работ фавориты, о которых стоило бы говорить, как о возможных претендентах на призы, выявились сразу. Самый короткий фильм фестиваля - "Десерты" (реж. Джефф Старк, Шотландия) - это трехминутный ролик с элементами черного юмора и единственным актером - Эваном Мак Грегором, который изображает в фильме попавшего на крючок неведомой природной субстанции, подобрав на берегу океана аппетитное пирожное.
Наиболее представительной и запоминающейся была программа стильных и остроумных работ "французского десанта".Среди них особо выделялся короткий динамичный трюковый фильм Ксавье де Шоденса "Финальные титры", в котором молодой актер спешит по залитым солнцем парижским улицам, опаздывая на титры своего фильма. Совершенно другой подход - холодный английский снобизм - демонстрировал не менее запоминающийся фильм "Ад для шкуры"(реж. Доминик Шеррер) - современная байкер-опера, развивающаяся на фоне индустриальных ландшафтов Лондона.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
ДОКУМЕНТ ПОД ГРИФОМ "ЖИЗНЬ"
Почти половина из представленных работ в разделе документального кино были посвящены теме деревни, а снующие в кадре коровы, лошади и козы стали в этот день настоящими звездами фестивального экрана. Представители отборочной комиссии фестиваля во время пресс-конференции не скрывали этого феномена: из всех поданных на конкурс документальных фильмов из постсоветских стран 90 процентов затрагивают тему деревни. Российские и украинские работы "Жизнь.Осень" (реж. Сергей Лозница, Марат Магамбетов), "Грех" (реж. Олесь Санин), "Положение"(реж. Сергей Познанский), отличаясь друг от друга в подходе и художественных средствах, сходились в общей тоскливой и пессимистичной атмосфере жизни селян на земле, которая по словам Олеся Санина "стала для них уже не кормящей матерью, а мачехой".
Стоило же только "пересечь границы" и посмотреть фильмы зарубежных документалистов, как взору представал совершенно иной мир и иная жизнь. И оказалось, что во многом предубеждения в отношении документального кино не имеют под собой оснований. Документальное кино может быть неожиданным, смешным и легким, как, например, короткий, но остроумный и эффектный французский фильм "Открывать здесь" (реж. Франсуа Эрнандес), в котором зрителю предложено всего-навсего понаблюдать за тем, как разные люди открывают упаковки продуктов или консервов. Или же не меньшее впечатление могут оказать чарующие морские пейзажи или наблюдение за касатками в их природной среде - в фильме "Вызывая касаток"(Норвегия, реж. Бенедикт Орвунг), снятом на севере Норвегии.
Однако в день показа документальных работ несколько
фильмов все еще не дошли до Киева сквозь границы. Среди них
- совместный монголо-бельгийский фильм "Держава псов". Никто
бы не обратил на это особого внимания, но когда на следующий
день фильм все же был доставлен и представлен зрителям,
стало ясно, что самого главного все чуть было и не упустили.
Созданный двумя молодыми людьми, представляющими две разные
культуры, - азиатом Дорджанином Турмунхом из Монголии и
европейцем Петером Бросенсом из Бельгии, этот более чем
часовой документальный фильм-притча с завораживающей силой
совмещает в себе азиатскую экзотику с западной зрелищностью,
представив глубины монгольских традиций с помощью эстетики
клипа.
В этот же день стало ясно, что один из главных претендентов на приз в категории документального кино уже определен. Свое мнение выразили и представители Международной федерации киноклубов, которые уже в предварительных беседах именно этому фильму оказывали предпочтение. Их мнение на церемонии закрытия материализовалось, и фильм "Держава псов" получил приз киноклубов.
Ну а впереди оставался последний, но решающий рубеж: два дня программы полнометражных фильмов...
(Окончание следует.)
Олег МЕЛЬНИЧУК.
На фото:
кадр из фильма "Держава псов"
(Монголия - Бельгия);
Кира Муратова - участник конкурсной
программы
короткометражных фильмов
со своей новой работой
"Письмо в Америку".
К оглавлению | Вверх | Подшивка |