К оглавлению |
К 1923 году ужасный голод прекратился, сгладились острые проблемы, политические конфликты, появились продукты на прилавках частных магазинов, Непманы - "жирные коты" вылезли из своего подполья и стали с маниакальным удовольствием прожигать деньги, очевидно, помятуя о карающей деснице ОГПУ и недремлющих ворах и налетчиках.
Странно, что одесская милиция очень близоруко заявляла о том, что в Одессе "все спокойно", что преступность полностью побеждена, а в городе скрываются в трущебах и катакомбах всего 15 крупных преступников. Хотя в действительности мы насчитали только 21 крупную вооруженную банду, и, по нашим подсчетам, в Одессе находилось тогда около 300 вооруженных бандитов и до 3 тысяч мелких воров и мошенников.
Серьезную опасность составляли в те дни (в начале 1923 года) бандиты-"гастролеры", съезжающиеся в Одессу, где испокон века было много богатых людей и было что и кого пограбить.
Надолго одесситам запомнились бесчинства залетной группы "Днепр", состоящей из днепропетровских и запорожских бандитов. Эта группа в основном занималась вооруженными грабежами частных квартир. Так были ограблены квартиры граждан Каплера (хозяина артели по производству кожи), Шумиса, Галкина, Гроссмана, Ройдмана, Панайоти, Гринберга, Клауса. Напала группа "Днепр" и на кассу одесского рыбколхоза, причем во время налета бандиты убили сторожа.
Несколько месяцев "днепровцы" грабили одесситов, вошли в конфликт с местными бандами по поводу несоблюдения "конвенции". Когда в конце февраля 1923 года милиция произвела в Одессе повальные аресты подозрительных, двое "днепровцев" попались, и атаман Сохатый и оставшиеся 12 членов банды решили ехать в Крым, где вскоре, в июле, были все арестованы или погибли в перестрелке.
Не менее опасной была банда, прибывшая на "гастроли" из Киева - банда Кота (А.Филимонова) или, как они в шутку называли себя, - "котовцев", по аналогии с Г. Котовским. Эта банда состояла из 8 хорошо вооруженных боевиков и специализировалась на ограблении касс дорогих местных ресторанов, магазинов, гостиниц, иногда бандиты грабили и квартиры богатых одесситов. На счету банды два трупа охранников и труп хозяина магазина Розенфельда. Занималась эта группа и рэкетом. В сентяре 1923 года киевские "котовцы" были вытеснены из Одессы местными вооруженными бандами.
В 1922-1923 годах в Одессе сформировался крупный "катель" фальшивомонетчиков, который распространил свои "щупальца" по всей европейской части СССР. В преступном сообществе состояли около 50 человек.
Во главе шайки стоял талантливый гравер, художник, аферист Сергей Левченко, долгое время резавший различные клише и занимавшийся изготовлением фальшивых денег еще во времена революции и гражданской войны. Сойдясь в 17-м с уголовниками он теперь сам стал крупным уголовным авторитетом.
Вместе с ним в числе организаторов и лидеров шайки были Вилли Голдштейн, старый авантюрист, сидевший в царской тюрьме за мошенничество, и мелкий советский финансовый служащий с темным прошлым Пинхус Линдербаум.
Фальшивомонетная фабрика была рассчитана на выпуск 3- 10 миллионов "золотых нэповских" рублей в год.
В уединенном доме под Одессой, подвал которого уходил в катакомбы, преступники оборудовали фабрику фальшивых денег, которой руководил бывший хозяин одесской литографической мастерской Новиков-Коржаков. Тут был и литографический печатный станок, и машинка по разрезке фальшивых денег. На этой фабрике постоянно работали 5 человек, а еще трое ее охраняли.
Кроме фабрики в предместье Кривая Балка был оборудован склад для бумаги, краски и готовых банкнот. Кроме того, поставкой "фирменной" бумаги и краски ведал Семен Лившиц, у которого были старые связи как на "Госзнаке", так и во многих типографиях.
Связью между группами распространителей ведал некий Глик - бандит, захотевший "спокойной жизни". Его связи с уголовным миром прослеживались с 1907 года.
Существовало пять групп распространителей фальшивых денег: первая группа - Дубинского - "сбывала" эти деньги в Одессе, Николаеве, Херсоне и вдоль юго-западных железных дорог. Вторая группа - Лалаина - распространяла фальшивые деньги по направлению: Вапнярка, Крыжополь, Винница, Жмеринка, в западной части УССР. Третья группа - Химича - фальшивки направляла в восточном направлении - в Днепропетровск, Полтаву, Харьков. Четвертая группа - Лившица - распространяла фальшивки вдоль железной дороги Одесса-Киев-Москва и в столице СССР. Фальшивые денежные знаки завалили рынки столицы, даже в банках Одессы, Киева, Москвы были обнаружены фальшивые деньги на сумму около 600 тыс. руб. Аферисты меняли фальшивые купюры на золотые червонцы, покупали бриллианты и валюту на "черной бирже".
Бандиты сумели реализовать более 8 миллионов советских фальшивых рублей, чем задали колоссальный вред экономике страны. В 1923 году банда случайно была раскрыта после ареста одного из одесских распространителей. Были найдены огромные богатства в золоте, драгоценных камнях, а доллары, как в воду канули... Шесть руководителей грандиозной аферы были вскоре расстреляны. Еще 21 арестованный получили сроки от 8 до 15 лет.
Академик В. Файтельберг-Бланк,
доцент В. Савченко.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |