К оглавлению
номера
К оглавлению


ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

24 октября в Киеве открылся 29-й Международный кинофестиваль "Молодость" - самое крупное кинособытие в Украине в эпоху великих потрясений.

В то время когда кино на определенной части суши в пределах государственных границ Украины переживает не лучшие времена, киевский кинофестиваль "Молодость" остается одним из немногих, если не единственным, украинским форумом, напрямую вписанным в общемировые кинопроцессы. Вопреки всем трудностям ежегодно в Украине проходит фестиваль, представляющий дебютные фильмы молодых режиссеров и открывающий новые имена, которые завтра, возможно, будут определять лицо кинематографа XXI века. Помимо всего украинский зритель получает уникальную возможность познакомиться с богатой внеконкурсной программой и ретроспективными фильмами уже признанных мастеров мирового кино.

Нынешний фестиваль не стал исключением. В его программе свыше 80 конкурсных короткометражных и полнометражных фильмов, ретроспективы фильмов Сергея Параджанова и Альфреда Хичкока, оператора Вилена Калюты, культового французского режиссера Леоса Каракса, программы восточноевропейского кино и украинских фильмов последних двух лет, бразильских короткометражных фильмов, программа Будапештской киноакадемии, швейцарской кинодокументалистики...

Увидеть все это, конечно же, задача невыполнимая, но основное предназначение фестивалей - это прикоснуться к общемировой ситуации в мировом кино и заглянуть в уже недалекое будущее. Тем более что нынешняя "Молодость" оказалась символичной вдвойне: проходит на стыке двух тысячелетий и по иронии судьбы завершается как раз 31 октября, совпав с еще двумя событиями. Это праздник Всех Святых и выборы Президента Украины. Заглянем в будущее?

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. МЕЖДУ ОГНЕМ И МЕЧОМ

Нескрываемым разочарованием как для участников и гостей, так и для самих организаторов фестиваля стала уже окончательная информация о том, что его не удастся завершить фильмом "Восток-Запад" и первоначально планировавшимся приездом на премьеру Катрин Денев. 31 октября во Дворце "Украина" после объявления фильмов-победителей последним аккордом станет новый фильм Александра Сокурова "Молох".

Что же касается первого дня, также проходившего в помещении Дворца "Украина", то вскоре после короткого официального приветствия генеральный директор фестиваля Андрей Халпахчи и ведущая канала "1+1" Анна Безулык пригласили на сцену главного героя этого вечера. Им стал польский режиссер Ежи Гофман, которому была предоставлена возможность открыть "Молодость-99" своим сенсационным фильмом "Огнем и мечом".

Столь нетерпеливые ожидания премьеры этого фильма в Украине подогревались понятным интересом к неоднозначным и противоречивым событиям украинско-польской войны XVII века времен восстания Богдана Хмельницкого. В Польше его только за пять месяцев посмотрело вдвое большее количество зрителей, чем "Титаник" за год. Наконец, это участие в фильме украинских актеров Богдана Ступки в роли Богдана Хмельницкого и Русланы Пысанки в роли ведьмы Горпыны. Ежи Гофман накануне XXI века демонстрирует как режиссер беспристрастный взгляд на историю двух народов, некогда оказавшихся втянутыми в войну, где нет правых и виноватых.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. КОНКУРС

На протяжении девяти дней жюри, которое в этом году возглавляет известный голландский режиссер Йос Стеллинг, предстоит выявить лучших дебютантов в четырех номенациях: студенческие фильмы, короткометражные работы, документальные и полнометражные фильмы. Первые дни фестивального конкурса были отданы студентам, представляющим киношколы США, Франции, Чехии, России и, конечно же, Украины. О результатах своего мнения жюри пока не сообщает и огласит их лишь в завершающий день. А пока свои мнения высказывают зрители. С помощью специального анкетирования выявляется рейтинг зрительских симпатий, который сегодня возглавляет фильм российского студента ВГИКа Антона Бычкова "Доченька". Среди удачных выделялся экспериментальный четырехминутный фильм француза Константина Шамски, который создал с помощью компьютерной анимации притчу о каменном ангеле, решившем присоединиться к летящим птицам.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ЧЕЛОВЕК X

Его присутствие на фестивале стало, пожалуй, неординарным и многозначительным событием. Неразговорчивый, нелюдимый, медлительный, редко улыбающийся и усталый на вид, культовый режиссер Франции Леос Каракс приехал на фестиваль со своим последним фильмом "Пола X" и прелюдией к нему - короткометражкой "Без названия", созданной по заказу Каннского фестиваля. Кроме того, в рамках фестиваля также были показаны и его три работы "Парень встречает девушку", "Дурная кровь", "Любовники с Нового моста".

Но, конечно же, основное внимание было приковано именно к его последнему фильму с участием Катрин Денев и одной из наиболее ярких личностей нового поколения Гийома Депардье.

Полный зал зрителей, заполнивших Дом кино, и интерес, который на следующий день сопровождал пресс-конференцию Леоса Каракса и Гийома Депардье, скорей всего станет самым эмоциональным моментом фестиваля. Впрочем, за оставшиеся дни все еще может измениться.

Олег МЕЛЬНИЧУК.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка