К оглавлению
номера
К оглавлению


КУДА УХОДИТ МЯСО?

Поколение зрелых людей, которым сегодня под сорок, помнят, как в детстве их кормили мясом, считая его необходимой частью рациона. Куда ушло детство, понятно: в прошлое. Но вот идешь по нынешнему городу и читаешь порой "Одессамясо" с местным акцентом: "А де мясо?"

А где в самом деле? Об этом состоялся разговор с председателем правления ОАО "Одессамясо" Владимиром Яковлевичем Франчуком. Он показал расчеты, которые при всей беспристрастности цифири показались грустными. Невольно встал вопрос о регулировании рыночных отношений. Это иллюзия, будто условия свободного рынка представляют собой неуправляемую стихию, - привел Владимир Яковлевич в пример слова экономиста с мировым именем Гэлбрейта. Но кто же их координирует?


Сегодня ОАО "Одессамясо" представляет собой крупное объединение, имеющее дочерние предприятия во всех районах Одесской области, кроме Ренийского, Котовского и Белгород- Днестровского. Это мясокомбинаты и мясоперерабатывающие заводы, колбасные фабрики, автобазы, магазины. Четыре из них - фирменные и имеют статус юридического лица.

К сожалению, сегодня экономическая обстановка не из лучших. На деятельности названного акционерного предприятия она тоже сказывается: ему приходится лавировать, учитывая две важнейшие стороны производственного процесса, между которыми доводится чувствовать себя, как между Сциллой и Харибдой.

Первое - это повышающиеся закупочные цены. В условиях, когда сельскохозяйственное производство падает, скудеет поголовье в стадах, поставщики видят спасение только в этом неоригинальном способе решить свои проблемы.

Так, 1 кг говядины ОАО "Одессамясо" покупало за 1 грн. 10 коп. Теперь - за 2 грн. 50 коп. Точно так же, до двух с полтиной поднялась цена на свинину, которую прежде поставляли по 1 грн. 80 коп.

Вторая сторона - потребитель. Сегодня около 80 % населения живет за чертой бедности или близко к ней. Поэтому смотреть на них как на прибыльных покупателей нельзя. Это тоже позволяет поставщикам мясных и молочных продуктов чувствовать себя вольготнее.

В такой ситуации акционерам не удается снижать цены. "Благо, мы можем их хотя бы не поднимать, удерживая на установившемся уже уровне", - говорит В.Я. Франчук.

Сегодня предприятие ОАО "Одессамясо" перерабатывает около 3 % реализованных в области мясных ресурсов. Примерно столько же и - мясокомбинаты, не входящие в данную акционерную систему. Зато они изготовляют более половины всей мясной продукции, которую мы видим в магазинах.

Где же остальное мясо? Можно без особых погрешностей сказать, что оно достается на долю разных перекупщиков и спекулянтов.

- По имеющейся у нас информации, - говорит В.Я. Франчук, - на территории города и области действуют только зарегистрированных 67 колбасных цехов. Кто осуществляет контроль за объемом их производства? А за качеством сырья и выпускаемой продукции?

Действительно, трудно предположить, что в каждом домашнем цехе есть свои аттестованные лаборатории. В прошлом году от общего количества больного скота на забой на предприятия ОАО "Одессамясо" поступило только 13 %. Это то, что пошло на изготовление муки для корма. Остальные 87 % забиты неизвестно где. Это легко установить, так как санбойни есть только на двух предприятиях - Измаильском и Одесском мясокомбинатах. Сами потери при забое в кустарных условиях составляют из расчета на 1 тонну мяса говядины - 43 гривны, свинины - 20 гривен, баранины - 18,5 гривны.

Бесконтрольность позволяет скрывать объемы закупок, затем изделий, уходить от налогов и, ведя нечестную конкуренцию, заниматься демпингом, то есть сбивать цены на рынке мясной продукции.

Это - факт! Точно установить, кто и когда этим занимается, пока не удается. Поэтому информация, как говорится, так, милиции на заметку.

Василий ГОРБУНОВ.

Рисунок А. КОСТРОМЕНКО.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка