К оглавлению
номера
К оглавлению


Анатоль Шахлиевич

ТЕАТРАЛЬНАЯ СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ

Слово семейственность в русском языке имело вообще-то отрицательную окраску, например: "Развели тут семейственность, понимаешь!".. Помните этот осуждающе- угрожающий басок партноменклатурщика, после которого обязательно следовали оргвыводы?! Однако в театральном деле подобное даже поощрялось, и эта пресловутая "семейственность" называлась театральной династией, семейными традициями и с удовольствием прослеживалась - чем дальше, тем лучше. За примерами далеко ходить не надо - они у всех на виду: отец и сын РАЙКИНЫ, ОЙСТРАХИ и пр.

Все это вспомнилось, когда решил написать об Иде КАМИНСКОЙ, известной еврейской актрисе, режиссере и театральном деятеле, 100-летие со дня рождения которой отмечалось в сентябре нынешнего года.

Она была дочерью знаменитой Эстер Каминской - ЭСТЕР РОХЛ (настоящая фамилия Гальперн; 10.03.1868-27.12.1925). Выдающаяся еврейская актриса и крупный театральный деятель родилась в местечке Порозово Гродненской губернии. В 1892 году она дебютировала в театре "Эльдорадо" в Варшаве, исполняя легковесные роли в легкомысленных оперетках-однодневках, в слезливых мелодрамах. Но в 1900 году, как бы знаменуя начало бурного века, Эстер Рохл, ставшая к тому времени ведущей актрисой труппы, настояла на включение в репертуар пьес Д. Пинского, И. Переца и Я. Гордина. Исполнение реалистических ролей в пьесах Гордина - Хаси ("Сиротка Хася"), Эсфири ("За океаном"), Миреле Эфрос и др. показало, на что была способна бывшая девчонка из еврейского местечка. Великолепное знание еврейского местечкового быта, огромный темперамент актрисы принесли ей заслуженный успех. Выступала Эстер Каминская и в переводном репертуаре.

Для нас, одесситов, особенно важно то, что выехав в 1903 году впервые на гастроли в Россию - Петербург, Киев - она не миновала и Одессу.

В том же году в Варшаве Эстер Рохл организовала и возглавила "Литературную труппу" (1907-10 гг.), в репертуаре которой были пьесы русских и иностранных авторов, "На дне", "Дама с камелиями", "Нора"... В последующие годы - с 1905 по 1919 - она гастролировала со своей труппой в России и США, а с 1920 и по год своей смерти - 1925 - выступала только в Варшаве.

По театральной и артистической деятельности Эстер Каминской существует обшарная литература на еврейском, польском и русском языках: известный советский литератор Н. Ойслендер написал несколько книг - "Идишер театр" (Москва, 1940 г.) и "Брив фун Эстер Рохл Камински" (Вильно, 1927 г.), а Грудберг-Турков И. - "Ди маме Эстер Рохл" (Варшава, 1953 г.). Много писал о ней и известный московский театральный критик Евгений Яковлевич Генис в начале 60-х годов.

Мы так подробно остановились на театральной родословной мамы нашей основной героини - Иды Каминской потому, что она была связана с Одессой-мамой. Это тем более важно было подчеркнуть, что Каминская-младшая, много гастролировавшая по белу свету, в Одессу так ни разу и не завернула.

О ее о детстве, как и детстве всех других "театральных" детей, хорошо написала Маргарита Владимировна Алтаева-Ямщикова, дочь небезызвестного Владимира Дмитриевича Рокотова, умершего в 1900 году, - драматического актера, антрепренера, издателя "Киевского вестника": "Они проходят передо мной вереницей, эти дорогие мне лица. Актеры нянчили меня. За кулисами я была, как дома: меня передавали с рук на руки; с самого раннего детства я уже пересмотрела пропасть пьес..." ("Памятные встречи", Москва, 1957 г.). То же можно сказать и о детстве Иды Каминской: с раннего возраста она принимала участие в спектаклях еврейской передвижной труппы, что гастролировала по городам Литвы и Польши. Дебютировала в 1916 году в еврейской оперетте, а с 1917 года Ида работает в театре своей матери Эстер, выступая как на польском, так и на еврейском языках.

В начале 1920 года Ида Каминская вместе с З. Турковым организует в Варшаве Еврейский художественный театр, а с 1939 года возглавляет Государственный еврейский театр во Львове, который с началом второй мировой войны был эвакуирован и обретался в городах Средней Азии. И все же в Советской России Каминская проработала недолго - в 1947 году она возвращается в Польшу, где руководит еврейскими театрами в Лодзи (1949-53) и Вроцлаве (1953-55), а с 1955 - в Варшаве.

Пятидесятые годы - это годы заграничных гастролей: Англия, Франция, Бельгия, Германия, Голландия и Израиль. Продолжая незабвенные традиции своей матери, - Ида наряду с еврейской классикой и современными пьесами ставила в руководимых ею театрах и "Братьев Карамазовых" по Достоевскому, и "Мещан", и "Оптимистическую трагедию" В. Вишневского, и "Волков" Р. Роллана, и "Пана Иовяльского" Фредо и др. Мамина школа сказывается и в том, что сама Ида была автором комедии "Был некогда царь...", написанной в 1929 году; в то же время она успешно выступала и в трагических ролях: Миреле Эфрос, Норе, Лауренсии, Кручининой - за эту роль она получила Государственную премию в 1949 году; Кураж ("Мамаша Кураж и ее дети" Брехта), Этель ("Юлиус и Этель" Кручковского и т.д.

А вот в чем Ида превзошла свою знаменитую маму - она снималась в кино. Впрочем, если бы Эстер Рохл прожила еще лет десять - кто знает... Ведь умерла она еще сравнительно молодой - в 57 лет.

Как хотите, но семейственность - вовсе неплохая вещь, как выясняется.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка