К оглавлению |
В современной системе летоисчисления содержится одно незначительное, но весьма любопытное противоречие: "эра от рождества Христова" начинается 1 января, а собственно рождение Иисуса Христа отмечается 25 декабря (в одних странах - по новому стилю, в других - по старому, что соответствует 7 января нового стиля). В чем причина такого расхождения? Почему днем рождения основателя христианства считается, согласно церковной традиции, дата, отстоящая на целую неделю от его появления на свет?
Такой вопрос возник в календарной комиссии, собравшейся по инициативе Русского астрономического общества в 1899 году. И один из деятелей этой комиссии профессор Духовной академии В.В. Болотов разъяснил суть расхождения.
Оказывается, 25 декабря выпадает на период зимнего
солнцестояния, когда день начинает удлиняться, а сила
солнечных лучей возрастать. В Римской империи это
праздновали как рождение непобедимого Солнца. Деловая
жизнь останавливалась, никто не работал, наставала пора
танцев, пиров, обменов подарками. Поскольку христиане все
равно участвовали в торжествах, отцы церкви решили
приурочить рождение Иисуса к этому дню. А 1 января?
Болотов указал, что в Иудее моментом рождения ребенка считался не собственно акт его появления на свет, а акт обрезания, свершавшийся неделю спустя...
Это дало повод другому участнику календарной комиссии Д.И. Менделееву в одной из своих статей написать: "Считают начало года не со дня рождения, а со дня обрезания (1 января)... На обрезание можно взглянуть как на последнюю дань Ветхому завету и начало Нового".
По-видимому, эрудиция Болотова произвела впечатление на членов календарной комиссии, ибо, скорбя по поводу его внезапной смерти, Дмитрий Иванович выражал "сожаление о том, что В.В. Болотов не успел печатно изложить весь свой богатый материал".
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
Рисовал ЖМУР.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |