К оглавлению
номера
К оглавлению


ЕВРЕЙКА - ДОЧЬ КАРДИНАЛА

В нынешнем году исполнилось 200 лет со дня рождения известного французского композитора Жана Франсуа Фроманталя Галеви (1799-1862), создавшего и поставившего 23 февраля 1836 года в Париже нашумевшую в свое время оперу "Жидовка" ("La juige"); либретто Огюстена Эжена Скриба (1791-1861) - не менее известного французского драматурга. Оба они играли немаловажную роль в культурной жизни Франции, являясь очевидцами и, по-своему, участниками двух французских революций - 1830, 1848 гг. Их творчество оставило глубокий след в духовной жизни парижан: недаром столь чуткий к интеллектуальной жизни тогдашних Европы Александр Герцен уделял немало места в своей книге "Письма из Франции и Италии", написанной в 1847-52 гг., и композитору Ф. Галеви, и драматургу Э.Скрибу, особенно последнему. Четыре первых письма, где упоминаются наши герои, были напечатаны в России, в нескольких номерах журнала "Современник" за 1847 г. Особенно много в "Письме втором", как уже и говорилось, уделяется Огюстену Эжену Скрибу: "...гений, писатель буржуазии, он ее любит, он любим ею, он подладился к ее понятиям и ее вкусам так, что сам потерял все другие; Скриб - царетворец, ласкатель, проповедник, гаер, учитель и поэт буржуазии. Буржуа плачут в театре, тронутые собственной добродетелью, живописанной Скрибом..."

Я так много внимания уделяю герценовским оценкам творчества Скриба, чтобы дать вам почувствовать ту атмосферу послереволюционного Парижа, в которой создавалась опера Галеви. И хотя, конечно, в наши дни никак нельзя согласиться с таким, к примеру, безапеляционным утверждением Герцена: "Буржуазия не имеет великого прошедшего и никакой будущности" - тем не менее нельзя не признать, что это был умный, наблюдательный и во многом прозорливый мыслитель и писатель, к голосу которого обязательно надо прислушиваться, когда пишешь о Франции XIX столетия. Поэтому еще один герценовский пассаж о Скрибе: "Буржуа... имет сильное поползновение аристократничать, хотя терпеть не может аристократов, потому что боится их превосходства: слону смерть хочется иной раз пробежать газелью, - да где же научиться? А Скриб на что? Скриб надевает на себя ливрею швейцара и отворяет двери в аристократические залы времен регенства и Людовика XV; но хитрый царедворец умел везде выказать суетность обитателей этих зал рококо, перед вальяжностью (подчеркнуто Герценом - А.Ш.) зрителей: вы лучше - говорит он им - этих пустых людей, у них была только манера..."

Такова была историческая атмосфера во Франции в пору написания Ф. Галеви оперы "Жидовка", которая шла также и под названием "Дочь кардинала". Да, среди действующих лиц оперы были и кардиналы, и принцесса, и дочь кардинала - еврейка Рахиль. Но прежде чем рассказать вам о сценической жизни оперы в России, я должен сказать о негативном отношении Герцена и к творчеству Ф. Галеви: он довольно саркастически высказывался все в том же "Письме" об опере Ж.-Ф. Галеви "Карл VI", либретто К. Деллавиня. Однако, как уже писалось, при всем блеске и остроумии герценовских строк не все из им написанного надо восприимать буквально. Каждому фрукту - свое время.

"Жидовка" Галеви и Скриба ставилась на сценах чуть ли не всех стран мира. В России она была поставлена немецкой оперной труппой 23 октября 1837 года в С.-Петербурге. На русском языке (в переводе Н. Куликова) она была поставлена 140 лет тому назад - 6 февраля 1859 года - опять же на петербургской оперной сцене. Через шесть лет - 21 января 1865 года москвичи услышали оперу Галеви со сцены Большого театра.

В 1914 году "Жидовка" была осуществлена в небезызвестном оперном театре Зимина (дирижер - Плотников, режиссер - Иванов, художник - Федотов).

Наконец на советской оперной сцене опера французского композитора Ж.Ф. Галеви появилась 28 октября 1922 года в Москве, все в том же театре Зимина, однако на сей раз дирижерский пульт занял Орлов, режиссуру спектакля осуществлял Просторов, ни одного артиста из дореволюционной труппы Зимина в спектакле задействовано не было.

У читателей, конечно же, возникает законный вопрос: а была ли опера "Жидовка" поставлена в Одессе? Прямого ответа мы вам дать не можем, но "косвенные улики" - и довольно серьезные - у нас есть. Писательница Маргарита Владимировна Алтаева-Ямщикова, родившаяся в семье известного театрального деятеля В.Д. Рокотова - драматического актера, антерпренера, издателя "Киевского вестника", вспоминает в своей книге "Памятные встречи": "За кулисами я была, как дома... с самого раннего детства я уже пересмотрела пропасть пьес и... повторяла куски разных монологов - преимущественно драматических и трагических: то изображала Корделию, то, становясь на табуретку, бросалась в воображаемый костер со словами: - Отец, отец, как страшно умирать!

Так, я слышала, пела в опере "Жидовка" какая-то певица, имени которой не припомню".

Итак, то, что опера Галеви шла в Киеве, - достоверный факт, приведенный в книге, заслуживающей полного доверия мемуаристики. В шестидесятых и до середины семидесятых годов самой известной оперной русской труппой в Киеве была труппа антерпренера Фердинанда Георгиевича Бергера, умершего в 1875 году, но за год до того с триумфом гастровавшего в Одессе, о чем с восторгом пишет Александр Дерибас в своей "Старой Одессе". А Бергер - антерпренер тесно сотрудничал с Владимиром Дмитриевичем Рокотовым - антерпренером, отцом М.В. Ямщиковой-Алтаевой (он умер в 1900 году). Не мог такой опытный антерпренер, как Фердинанд Бергер, не включить в репертуар своей труппы оперу "Жидовка", едучи в Одессу. Не верю! - как говорил кто-то из известных театральных режиссеров. И вы не верите, правда?!...

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка