К оглавлению
номера
К оглавлению


Михаил Рыбак

Записки фоторепортера

ДВЕ ФЛОТИЛИИ КАПИТАНА ГРИГОРА

Было время, когда пассажирский флот Черноморского пароходства был самым многочисленным в одной из самых мощных в мире морских держав - Советском Союзе.


До середины 60-х годов самыми крупными и комфортабельными пассажирскими лайнерами были переданные нашей стране по репарации после победы над Германией дизель-электроход "Россия" (бывший "Патриа"), теплоход "Победа" (бывший "Иберия") и пароход "Адмирал Нахимов" ("Берлин"). Остальные пассажиры и по тоннажности, вместимости пассажиров, комфорту были против тех трех лайнеров малышами. Это теплоходы одной серии типа "Аджарии", "Армении", "Латвии", "Литвы" (их называли теплоходами-республиками), и наконец "Феликса Дзержинского", на капитанском мостике которого был опытный моряк Михаил Иванович Григор. В отличие от многих своих коллег Григор стал капитаном уже в зрелом возрасте, ибо до этого прошел войну. Но карабли и море стали делом всей его жизни. Капитан Григор был не только прекрасным судоводителем, но и всегда интересовался вопросами судостроения, всем, от чего зависит и внешний вид, и плавучесть, скорость и надежность корабля. Перед отправкой на судоверфь прибалтийского порта Висмар Германской Демократической Республики, где Министерство морского флота СССР заказало серию новых пассажирских теплоходов, Михаил Иванович всесторонне продумал и начертил свой оптимальный вариант конфигурации корпуса и трубы корабля, который хотел бы увидеть, а к тому времени уже было решено, что капитаном первого пассажира новой серии назначен Михаил Григор. По его проекту корпус корабля был сравнительно вытянутый в длину, и немецкие судостроители с таким решением согласились. Так что корпуса и трубы пяти строящихся пассажиров рождались в Висмаре по проекту одессита Григора.

Первым был спущен на воду теплоход "Иван Франко", и осенью 1964 года капитан Григор привел его в Одесский порт.

Морского вокзала тогда не было, но был удобный П- образный причал на всем известной Крымской гавани. К верхней "перекладине" П-образного причала и ошвартовывался лагом 130-метровый корпус "Ивана Франко". Мне тогда удалось в числе первых посетителей, одновременно с вездесущими пограничниками подняться на борт и первым делом взять интервью у капитана Григора в его просторной каюте.

Через какое-то время пассажирский флот Черноморского пароходства пополнили теплоходы новой ("писательской") серии: "Тарас Шевченко" и "Шота Руставели", а "Михаил Лермонтов" и "Александр Пушкин" пополнили флот Балтийского пароходства и получили прописку в Ленинграде. В отличие от пассажиров всех стран корпуса "писательской" серии были окрашены не в белый, а черный цвет. И только в середине 80-х годов корпуса этих судов покрасили белой краской. Так что флотилия капитана Григора уже и по внешнему виду сморелась, как пассажирская.

Во время первой встречи с капитаном Григором в каюте (вернее, в капитанском салоне) "Ивана Франко" я обратил внимание на макеты парусников, разместившихся на полочке, закрепленной под прямым углом к огромному столу. Тогда-то я узнал, что Михаил Иванович уже не первый год собирает парусники из наборов конструкторов, которые приобретает в некоторых иностранных портах. Будучи впоследствии в его квартире, имел удовольствие ознакомиться с огромной флотилией парусных кораблей разных времен и народов. От простейших одномачтовых до пяти- и семимачтовых с полным набором развернутых парусов, бортовым вооружением и прочими важными для парусных кораблей разных времен деталями.

В свободное время Михаил Иванович тщательно собирал по чертежам и рисункам макеты каравелл и пакетботов, бригов и шверботов, в том числе конкретных исторических парусников, на которых совершали путешествия и великие географические открытия Семен Дежнев и Витус Беринг, Фернандо Магеллан, Америго Веспуччи, Христофор Колумб и другие известные мореплаватели. Капитан Григор не только собирал свою парусную флотилию, но и одновременно изучал, сравнивал конфигурацию корпусов кораблей, их достоинства и недостатки. Нет сомнения, что эти исследования на макетах сыграли свою роль при конструировании чертежей корпуса пассажирских теплоходов. Увы, к концу 90-х годов теплоходы "Иван Франко" и "Тарас Шевченко" по старости ушли на металлолом, такая же судьба ждет остальные пассажиры григоровской флотилии. Но самое обидное, что нет им достойной смены, что уже не ласкают взор белые красавцы-теплоходы у причалов нашего поистине шикарного морского вокзала. И уже трудно ответить на простой, казалось бы, вопрос: Украина морская держава или только часть суши, омываемая на юге Черным морем?

Фото автора.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка