К оглавлению
номера
К оглавлению


АКТЕР ДЕЛАЕТ РОЛЬ

Юрий Невгамонный в спектакле Одесского ТЮЗа
"Поросенок Кнок"

Незамысловатая, на первый взгляд, история об игрушечном поросенке-копилке по имени Кнок, который собирает друзей, таких же, как и он брошенных игрушек, чтобы отправиться в прекрасную страну короля Греза, не оборачивается ожидаемым каскадом увлекательных приключений-путешествий на сцене, а предстает вовсе не детским осмыслением своеобразного "прожитого" игрушками пути. Мальвина, Кот Василий, Пес Ануфрий и поросенок Кнок рассказывают-представляют свои грустные истории о прежних приключениях и нынешней "брошенной" жизни. Единственная надежда - улететь на воздушном шаре в волшебную страну "брошенных игрушек" - вроде бы так близка к осуществлению: "найдите воздушный шар, наполните его теплым воздухом, и юго-западный ветер доставит вас на вечнозеленую лужайку королевства". Что ж, шар уже есть, экипаж в сборе... не достает только юго-западного ветра. И в ожидании этого "дуновения судьбы" происходят чудесные события: Мальвина из старой и обтрепанной становится снова "самой прекрасной куклой", Кот поучает своей "жизненной мудростью", Пес пытается овладеть грамотой... Но жизнь, не баловавшая героев изначально, вводит свои беспощадные коррективы.

Кнок влюбляется в Мальвину и выручает ее из страшного плена старьевщика Хлама за 100 монет, которые, естественно, находятся внутри копилки-Кнока, то есть "раскнокав" себя, в тот заветный момент, когда наконец подул юго-западный ветер...

Особая удача спектакля - роль старьевщика Хлама в исполнении Ю. Невгамонного. Актер создал удивительный образ - быстрота преображений, искрометность эффектных трюков, виртуозное обыгрывание каждого событийного и действенного поворота, так что Хлам предстает неким злым магом Театра. Театральность - так же его суть, возможно, потому он так хочет уничтожить Мальвину как возможную сценическую соперницу. Привнося свою особую темпо-ритмику в общую структуру спектакля, он поначалу перетягивает внимание. Сцена обмана Мальвины разыграна Хламом мастерски. Но зло и театр не совместимы. И тут же упоительный Отелло-Хлам в угоду своей злодейской природе сбрасывает маску. Злодейство, как второе, более жизненное "Я" образа представлено Невгамонным конкретно и точно. Так, показательна в этом смысле сцена "подкупа" Пса Ануфрия. Это какой-то конкурс, состязание - кто кого переиграет. И если Пес попадает в ловушку собственного лицедейства, то Хлам обыгрывает его с достойным мастерством театрального "волка", разворачивая композицию "собственного спектакля".

И даже вожделенные монстры для Хлама-Невгамонного это скорее средство отомстить всем куклам и театру: "На эти деньги я куплю целый театр! Я заставлю трепетать вас, проклятые куклы!"

Отказ от денег - отказ от злодейской натуры - актер проводит с подробной психологической точностью: сперва это как бы временный выход, а затем полная беспомощность от непонимания своей новой натуры. Цепляясь за мешок, ставший воздушным шаром, он, скорее, убегает от самого себя, не скрывая страх перед неизведанным.

Тамара КУХАРУК, театровед.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка