К оглавлению |
Все мы родом из школьного детства, и нет людей совсем чуждых тому дню, что не с такого уж давнего времени пышно именуется Днем знаний. Ах, 1 сентября! Проснувшиеся после летней спячки, пробующие голос заливистые школьные звонки, расчерченный мелом для праздничной линейки асфальт школьных дворов, букеты, букеты, букеты... Такие нарядные, свежие, бодрые учителя и ученики... И такое воистину новогоднее настроение, когда кажется, что начинается новая жизнь, в которой все-все, или многое, или ну хоть что-нибудь сложится по-другому, по-правильному - так, как надо!..
Как и всякие новогодние надежды, эти бесследно исчезают через месяц: текучка, рутина и проблемы, проблемы, проблемы... Одни и те же проблемы, не решаемые годами, для избавления от которых часто достаточно здравого смысла, не более того...
В конце прошлого учебного года, а именно 13 мая 1999 г., в рамках активной подготовки к президентским выборам Л.Д. Кучма, зарабатывая очки и на ниве просвещения, подписал Закон Украины "О всеобщем среднем образовании" - примечательный образчик нашего законотворчества, еще раз доказывающий, что, решая, можно ничего не решать. Этот закон объявляет полное общее среднее образование обязательным, с обеспечением его доступности и бесплатности, признавая, впрочем, и право на получение платного образования. Кто осмелится отвергать необходимость всеобщего хорошего образования или не согласится с тем, что от этого зависит судьба страны? Правильную риторику не оспоришь - риторику утверждения общечеловеческих ценностей на национально- государственной подкладке. Но как добиться того, чтобы "сказка стала былью"? Наша школа не обязательна: сам министр просвещения говорит о примерно 30 тысячах детей, не сидящих за партой, а сколько их на самом деле? Наша школа не бесплатна. Этого и быть не может, учитывая даже не столько задолженность государства по зарплате учителям, сколько то, что бюджетное финансирование школ имеет место почти исключительно в случае самой крайней необходимости. Поиск спонсоров разного уровня становится вопросом выживания, а лучшие спонсоры, конечно, родители учеников. Повсеместно вводится помесячная "добровольная" плата в помощь школе. Эти деньги "со стороны" школу предельно развращают: спонсорство - это отнюдь не бескорыстная благотворительность! Разве что школа остается для всех доступной. Но какая школа и для кого? К сожалению, сидение за партой само по себе не обеспечивает хорошего образования.
Так что же особенного предлагается в новом законе, кроме риторики и юридического оформления сложившейся практики во многом традиционного учебного процесса? Вводится 12-летнее обучение, правда, для тех, кто пойдет в 1-й класс в 2001-м и последующие годы, - так что проблема с призывом в армию 18- летних выпускников средней школы будет решаться еще очень не скоро: даст Бог, в 2013 году. Наполняемость создаваемых классов уже с 1 сентября этого года не будет превышать 30 человек: кажется, демографическая ситуация в стране для этого вполне благоприятна. Учебная нагрузка учителя и принципы оплаты его труда остаются прежними, советскими, совсем не идеальными, но теперь уже закрепленными законодательно, и надолго, по-видимому.
Из новых понятий, вводимых законом, важнейшим является
понятие Государственного стандарта общего среднего
образования. Минпрос Украины отвечает за учебно-методическое
обеспечение реализации этого Государственного стандарта.
Учебно-методическое обеспечение - это в первую очередь
программы и учебники. Ну, с программами Минпрос справляется:
их "выпечка" идет достаточно быстро, потом они спускаются в
школы, и... учителю обеспечены бессонные ночи подготовок, а
ученикам - уроки-"диктанты", когда драгоценное учебное время
уходит на конспектирование программного материала: нужных
учебников нет! Но ведь новые учебники издаются! И какие
роскошные! Просто художественные альбомы! Не хуже, чем
советские или даже заграничные! (И частенько за границей и
издаются...) Эта дорогая продукция по большей части
недоступна для школьных библиотек, учеников, учителей. Мало
того, что недоступна, часто просто бесполезна: учебники не
соответствуют программам.
А ведь можно любую новую программу вовремя обеспечить соответствующим учебником - заказав дешевые издания брошюрного типа областным издательствам. Мало того, можно было бы сразу требовать от авторов новых программ не только учебник, но и методическое пособие (конспекты уроков) для учителей. Такие издания (опять-таки в виде доступных по цене брошюр, изданных на местах) были бы исключительно популярны у всех предметников. Минпрос гордится тем, что в стране выходит много методических газет и журналов в помощь учителю, но их материалы часто не ко времени или очень уж сырые. Можно было бы также издавать брошюры-ежегодники с актуальными материалами по всем предметам, литературные хрестоматии... И это все, конечно, не отменило бы серьезной работы по созданию академических в полном смысле слова учебников и постепенное обеспечение ими школ. Хороший учебник дешевое издание не испортит, плохой - роскошное издание не спасет. А пока школа задыхается без учебной литературы: учитель превращается в "лектора по распространению", у ученика всегда есть оправдание, если он не выучил урок, у родителей нет возможности контролировать ребенка.
Один неглупый человек однажды заметил, что о любом государстве лучше всего судить по состоянию учреждений с наименьшей степенью свободы: по тюрьме, армии и школе. Скажете, утрированное мнение и сопоставляются очень уж разные организмы? А вот в новом законе можно прочитать следующее: "Педагогическому работнику - призывнику, который имеет высшее педагогическое образование и основным местом работы которого является общеобразовательное учебное заведение, предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу на весь период его работы по специальности". Такая вот альтернативная педагогическая служба на всю оставшуюся жизнь, но без военной пенсии в перспективе! Это что же, приманка для учителей-мужчин, которых так мало в сегодняшней школе?
Как много всегда говорится о важности, почетности, святости педагогического служения, о его поистине государственном значении, но при этом учителя у нас считаются государственными людьми только в метафорическом смысле, отнюдь не в прямом, с вытекающим отсюда естественным "наличием отсутствия" полагающихся настоящим госслужащим- бюрократам материальных льгот и высокого престижа. Все-таки странный статус у нашего отечественого учителя! Однако этот статус объективно отражает реальную, а не декларируемую систему ценностей нашего общества.
Итак, принят очередной закон, а жизнь идет своим чередом. И вспоминаются классические строчки:
Дети! В школу собирайтесь:
Петушок пропел давно!..
А там - хоть и не рассветай?!
Светлана ИВАНОВА.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |