К оглавлению
номера
К оглавлению


ПО ПОВОДУ КОНКУРЕНЦИИ СРЕДИ МОРЯКОВ

Морские учебные заведения Украины - а их только в Одессе сегодня 2 высших и 4 средних, не считая курсов подготовки моряков, - продолжают усиленно выпускать кадры без учета их востребованности на украинском и мировом рынках. Самая большая проблема в этом плане состоит в том, что курсанты училищ и курсов зачастую даже не проходят соответствующую плавательную практику, без которой многие судовладельцы отказываются рассматривать даже участие выпускников в конкурсе по вакансиям.

Подобные вопросы относятся уже напрямую к разделу политики государства в подготовке молодых специалистов, но на самом деле никакой политики государства в этом плане на сегодня попросту не существует. Выпускники мореходок, еще не переступив порог училища, при выпуске уже попадают в замкнутый круг: "отсутствие опыта - работы - опыта", разорвать который сегодня удается немногим.

С другой стороны, на рынке рабочей силы в Украине уже остро ощущается нехватка опытных морских профессионалов. Сегодня в морские агентства Одессы от иностранных судовладельцев приходят сотни телексов с запросами, в которых указываются конкретные имена капитанов, старпомов, старших офицеров и т.п. Причем иностранный работодатель отдает предпочтение молодым морякам и в результате все чаще обеспечивает им удивительно быстрый карьерный рост. Сегодня старпом после одного-единственного рейса под флагом уже может быть представлен на должность капитана. В настоящее время на подфлажных судах есть одесские капитаны даже в 32, 34 года! Причем имеют успех в основном те моряки, которые сохраняют верность одному работодателю, а не мечутся по разным компаниям.

Опытный моряк со знанием иностранного языка сегодня имеет возможность обойти все морские агентства и не очень спешить с окончательным выбором. Да, мама с папой могут привести в крюинговый отдел сына-выпускника и умолять сотрудников спасти его от безработицы. Но опытный старпом уже будет тщательно выбирать условия работы и зарплату из нескольких предложенных ему вариантов. Сегодня знающий себе цену капитан еще подумает, идти ли ему в рейс за зарплату в три с половиной тысячи долларов, а к примеру, специалист- электротехник - за тысячу семьсот.

Именно по этой причине некоторые судовладельцы через украинские морские агентства уже предлагают морякам зарплаты, близкие к ставкам ITF. На мировом рынке рабочей силы украинские моряки зарекомендовали себя как хорошие и недорогие специалисты, поэтому, даже несмотря на некоторый общемировой спад в предложении морских вакансий, нехватка квалифицированных морских кадров морскими агентствами уже ощущается. Понятно, что требования к специалистам у иностранных работодателей соответствуют их зарплатам: это опыт, рекомендации, доскональное знание профессии и иностранного языка, крепкая морская дисциплина и исполнительность. К сожалению, из десятков тысяч безработных украинских моряков лишь часть соответствует сегодня подобным требованиям.

Материал подготовил
Е. ЖАКОБ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка