К оглавлению |
ПЕРВОСТРОИТЕЛИ
Не многие города могут похвастаться достоверной датой своего появления. Одессе повезло. Сохранилось несколько документальных свидетельств о том, как и с чего начались строительные работы по устройству города и порта. Так, в одном из рапортов правительствующему Сенату Ф.П. Деволан в частности писал: "...устроение возымело начало свое 1794 года августа в 22-й день".
О.М. Дерибас писал в Петербург: "...По устроению города и гавани себе в помощники я определил инженер-подполковника Франца Павловича Деволана. Он известен мне по измаильской кампании как офицер храбрый, в деле военной инженерии и гидрографии равных не имеющий. Издавна ведомо, что успех дела определяется тем, на кого дело возложено. При Деволане я велел быть капитану Николаевского гренадерского полка Николаю Соколову, капитан-лейтенанту Николаю Данвовичу, инженер-капитану Федору Кайзеру и Днепровского гренадерского полка секунд-майору Петру Неболсину. Один из названных офицеров более по инженерной части, другие - умельцы по выбору и определению людей в нужной работе..."
На марше в Одессу были Нижегородский и Витебский
мушкетерские, Николаевский и Днепровский гренадерские полки.
Здесь утверждается единое командование гарнизоном или
дежурство с главноначальствующим генерал-поручиком князем
Григорием Семеновичем Волконским, который был известен Осипу
Михайловичу по разным военным кампаниям. При Волконском
образуется штаб. Его начальником был определен бригадир
Федор Киселев. В начале мая 1794 года войска вошли в
окрестности Хаджибея. Первым разбил лагерь в Водяной балке
Нижегородский мушкерский полк Самарина.
Планировка города была составлена не только мастерски, но и дальновидно. Улицы были размечены тут широко. Пересекались они большей частью под прямым углом. Даже при большом увеличении численности пешеходов и экипажей разного назначения это исключало заторы и другие трудности с разъездами, что так характерно для старых городов Европы. В высшей степени удачно учтены были особенности рельефа: для подъездных путей использовались балки, прорезавшие прибрежное плато.
22 августа с благословениями митрополита Гавриила в присутствии Дерибаса и Деволана, представителей Таврического и Херсонского губернатора было торжественно заложено основание города, фундамент Платоновского мола, эллинга и судоремонтной верфи, двух пристаней для гребных судов, церквей адмиралтейской Екатерины Великомученицы и купеческой Святого Николая Чудотворца.
Август выдался жаркий. На солнце температура поднималась до 35 градусов. От долгого отсутствия дождей на холмах начисто выгорела трава, стали жухнуть листья на деревьях. В порту продолжались работы по сооружению большого и малого молов, обустраивалась набережная. Солдаты, казаки и рабочий люд били сваи. Из-за недостатка пресной воды везде стали рыть колодцы, используя для этой цели воинские команды.
Осип Михайлович велел полковым лекарям иметь неусыпное радение за солдатами. О больных и умерших направлять ему правдивые рапорты, помятуя, сколь бессовестно в сем скрывать истину. Скорбутным или на иной манер будь сказано - цинготным он распорядился варить кисель из разных фруктов и давать квас с хреном. Поносных держать отдельно, почаще мыть, не класть с такими, которые животами не болеют, кормить их толченными сухарями, для чего засыпать их в щи или в пюре, пить давать квас и поболее. Ослабевшим наливать бальзаму, что специально для того куплен у маркитантов, разведя его с водой и согрев, как чай, равно не худо к тому примешивать клюквенный морс. За хорошую работу Осип Михайлович в воскресные дни в приказе по гарнизону объявлял благодарность, нижним чинам жаловал по фунту говядины и по чарке красного вина на человека.
Ординацией Дерибаса князю Волконскому было предписано не забывать, что употребляемые в строительстве солдаты прежде всего воины за свое отечество. Поэтому надо учить их с ружья стрелять метко, штыком колоть крепко. Что же до строевого шага, то здесь и повременить можно, отдавая предпочтение работам.
С раннего утра и до поздней ночи Осип Михайлович и Франц Павлович Деволан были в строительных и поселенческих заботах. Закладывались две гавани: Карантинная - для заморской торговли и приема больших судов с разных частей света и Практическая - для судов российских черноморских портов. Практическая гавань ограждалась Военным, Андросовским и Потаповским молами. Площадью и глубиной она значительно уступала Карантинной.
Первую карту одесского побережья составил флотский лейтенант Павел Васильевич Пустошкин - офицер, известный ученостью, умом и прилежанием. Работа была сложна и не каждому по плечу. На карте мыс у Хаджибея изображался заметно выступающим под острым углом в море далее того же мыса нынче. От начала мыса в материк вдавалась бухта, пригодная для укрытия и стоянки кораблей в штормовую погоду. Эти показания Пустошкина подтверждались старыми казаками, которые ходили сюда воевать турок. В 1797-1798 годах картографическую съемку одесских берегов проводил капитан Осип Осипович Биллингс, переведенный на Черноморский флот с Камчатки. Он сделал промеры всего залива. Биллингс, как и Пустошкин, был офицер редкостно ученый и совестливый. Бухта была найдена им для мореходства весьма способной. Он же нашел и основания для строительства молов - две каменные гряды с такой примерной точностью, что никакой шторм не мог им повредить. Это облегчало обустройство порта и причалов. Строительные работы обходились довольно дорого, но более от нехватки рук. Наряду с воинскими командами сваи били и вольнонаемные.
В 1796 году намечались большие работы по возведению домов и разных хозяйственных сооружений в Одессе. Понадобилось всего несколько лет, чтобы самым убедительным образом подтвердить принципы, легшие в основу рождения города. Уже в первой половине XIX века Одесса не знала себе равных в Европе по темпам своего развития. Достаточно сказать, что к середине прошлого века юный город вышел на третье место по количеству жителей в Российской империи, уступая лишь обеим столицам. Одесса стала признанным международным центром в торговых отношениях между Западной и Восточной Европой.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |