К оглавлению |
Михаил Рыбак
ПАРУСА "ТОВАРИЩА"
Парусник "Товарищ" был многие годы учебной базой мореходных училищ - средних и Одесского высшего. Для будущих судоводителей, матросов, морских радистов каждый рейс на "Товарище" был настоящей школой мужества, воспитания характера.
Как правило, после каждого рейса по Средиземному морю "Товарищ" заходил в Одесский порт. Но еще задолго до подхода к родному маяку команда убирала все паруса для того, чтобы удобнее было маневрировать в ограниченом пространстве Одесского залива.
Сфотографировать "Товарищ" под парусами можно было только будучи в открытом море. Но в те времена выйти с курсантами в учебный рейс по многим причинам не было возможности, и пришлось применить необходимое качество фоторепортера - организацию кадра и его режиссуру.
Обратился за помощью к начальнику высшей мореходки, который обещал оказать посильную помощь. В своей радиограмме капитану "Товарища" он предложил ему поставить все паруса хотя бы за две мили до подхода к маяку. Но ведь и туда мне с берега не дотянуться никаким объективом. Нашел поддержку и у начальника портофлота, который обещал отправить меня каким-нибудь катером навстречу паруснику. Но и это непросто, ибо с точки зрения безопасности движения в заливе нужно было согласовать выход катера вне расписания с разными службами. Когда и это было улажено, мне в день прихода "Товарища" подали к невысокому причалу небольшой буксирный катер. Была осень 1972 года и соответствующая погода - пасмурная, сырая, но изменить ее было не в моих силах - даже позвонить некому. Но, к счастью, на море полный штиль и никакой болтанки. Был я тогда корреспондентом молодежной газеты, в которой жизнь студенчества освещала Ирина Пустовойт, к несчастью, рано ушедшая из этой жизни.
Узнав о моих планах, Ирина запричитала:
- Ой, Миша, возьми меня с собой. Это же очень интересно, а я тебе, честное слово, мешать не буду...
Когда увидел на подходе к маяку корабль с развернутыми парусами, сразу глазам своим не поверил. Но это было наяву, и капитан буксира, выполняя указания начальства, спросил, каким бортом подходить, как будет мне удобнее для съемки. Оценив обстановку, учитывая моросящий мелкий дождик, я высказал капитану свои пожелания. А "Товарищ" уже мчался к маяку на всех парусах. Знаю, что мог он развивать большую скорость и ходил не только в учебные рейсы, но и успешно участвовал в международных регатах, а многие моряки научились виртуозно управлять парусами, и им присваивали спортивные разряды, а некоторые (в том числе бывший первый помощник капитана теплохода "Юрий Гагарин", Герои соц. труда Виктор Коренной) стали мастерами парусного спорта.
Как только наш буксирный катерок высадил нас на берег,
он немедля вернулся к паруснику, чтобы отдать ему конец и
помочь отшвартоваться у причала морвокзала. А здесь мне
еще удалось сделать несколько удачных снимков, когда
курсанты, взобравшись на ванты, убирали паруса.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |