К оглавлению |
Подобные расхождения в международном и украинском законодательствах сегодня и пытаются использовать заинтересованные круги, чтобы под видом заботы о социальной незащищенности моряков продвинуть идею создания некоторой государственной надстройки над существующей системой крюинга. Первая подобная попытка была предпринята еще руководством ЧМП в 1990-м году, когда уволенные - не по своей вине моряки стали уходить на суда под инофлаг. Но тогда крюинг в Украине удалось отстоять.
Социальную защиту моряков в полной мере могут обеспечить только изменения в законодательстве Украины и в первую очередь - в международной его части. Сегодня специалисты советуют морякам перед подписанием индивидуального контракта обязательно потребовать у посредника и тщательно изучить форму коллективного соглашения, которое подписывается работодателем и одним из украинских профсоюзов, и в котором указаны условия труда на судах.
Подобный договор должен присутствовать в обязательном порядке и включать в себя требования социальной защиты, предусмотренные государством работодателя. В службах по найму и трудоустройству работают инспекторы, которые разъясняют вопросы по требованиям в политике судоходных компаний, по безопасности мореплавания и степенях ответственности моряка. Вопросы дополнительной оплаты за вредные и опасные условия труда, выплаты заработной платы, компенсаций в случае заболевания, потери трудоспособности или смерти, оплаты отпуска, питания, определения рабочего времени и даже праздников - должны быть предусмотрены в коллективном соглашении (образец которого можно найти в газете "Моряк Украины", N 18 от 08.05.98 г.).
Другое дело, что Украина, к сожалению, не демонстрирует сегодня способность защиты прав своих граждан в любой точке мира. Поэтому и получается, что уходя "под флаг", нашему моряку остается надеяться на международное право, часто недействительное на территории нашего государства.
- Система частного крюинга в Украине позволила за последние 9 лет трудоустроить "под флаг" более 20 тысяч украинских моряков. Благодаря этому сегодня удалось практически решить политику государства в части занятости моряков, - считает капитан дальнего плавания В.С. Ланг. - Да, еще существует напряженность - но эта напряженность осталась больше в системе государственной морской отрасли: это условия труда, невыплата зарплат, арестованные суда. Это более 20 тысяч безработных моряков, ряды которых очень сильно пополнились из-за сложной обстановки в Дунайском (из-за войны в Югославии) и Азовском пароходствах, невостребованных выпускников морских училищ. Но благодаря усилиям частного крюинга в отрасли нет такого социального взрыва, который наблюдается, к примеру, в угледобывающей промышленности. Моряки-подфлажники и их семьи сегодня обеспечены - а это ведь десятки, сотни тысяч человек в регионе. А вопросы социальной защищенности моряков нужно решать продуманно, сообща, с учетом опыта, наработанного специалистами за последнее десятилетие, и не использовать отдельные проблемы в розыгрыше чьих-то личных или ведомственных интересов.
Материал подготовил Евгений СТЕБЛИВСКИЙ.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |