К оглавлению
номера
К оглавлению


ОДЕССА: ВЕЛИКАЯ СИЛА АРХИТЕКТУРЫ

В нашем городе, в муниципальном выставочном зале горисполкома, в течение месяца работала первая выставка проектов и сооружений архитекторов г. Одессы. Оказывается, архитектура нашего города - это прерогатива не только его основателей, но и наших с вами современников, а среди них немало талантливых архитекторов, что, в частности, подтвердил прошедший недавно конкурс проектов по театральной и привокзальной площадям. Об этом и о многом другом мы попросили рассказать председателя правления Союза архитекторов г. Одессы, члена жюри конкурса В.И. МИРОНЕНКО.

- Василий Иванович, каковы основные тенденции в архитектуре современной Одессы?

- Сегодня большое влияние на специфику в архитектурном творчестве оказывает рынок. У нас появились такие объекты, как индивидуальное жилье. Если раньше в Одессе просто было запрещено индивидуальное строительство, то сейчас - полная свобода в этом плане. И многие известные в городе архитекторы работают над этой темой, что, конечно, не исключает и более масштабные проекты, представленные, в частности, на конкурс.

- Сегодня объектом повышенного внимания архитекторов является старая Одесса или новые спальные районы?

- И то, и другое. Старая Одесса находится под пристальным вниманием все время. А в новых районах мы сейчас работаем над строительством культовых сооружений: на ж/м Котовского планируется сооружение нескольких церквей (одна уже построена), а на ж/м Таирова уже согласован проект собора в районе рынка "Южный".

- Василий Иванович, расскажите, пожалуйста, об итогах конкурса по привокзальной и театральной площадям.

- По привокзальной площади жюри, к сожалению, признало конкурс несостоявшимся, т.к. был представлен только один, хотя и довольно интересный проект, предусматривающий большой торговый подземный комплекс с висячим фонтаном и открытой панорамой вокзала с ул. Пушкинской (арх. Михаил Повстанюк с сыновьями Михаилом и Дмитрием). А по тетральной площади мы рассматривали три проекта, очень интересных каждый по-своему, архитекторов Юрия Беликова с соавторами Маратом Касимовым и скульптором Михаилом Ревой, Сергея Лупола и семьи Повстанюков. 1-ю премию жюри единогласно присудило проекту, наиболее тактично, неназойливо, без сильных реконструкционных мер вписывающемуся в ситуацию вокруг оперного театра, но в то же время создающему совершенно новую театральную площадь с многоуровневым каскадно-ступенчатым подходом к театру (арх. Ю. Беликов с соавторами).

- На мой следующий вопрос вы уже частично ответили. Но все же: планируется ли в Одессе осуществление эксклюзивных проектов, которых не будет в других городах Украины?

- Архитектором Юрием Беликовым разработан целый ряд проектов по Аркадии и Большому Фонтану. Так, в Аркадии, прямо над морем, недавно открылся летний концертный комплекс с мотивами античной архитектуры и классическими колоннадами. Не так давно были подведены итоги конкурса по реконструкции Привоза. (Победил проект семьи архитекторов Повстанюков.) Идей хороших много, талантливые архитекторы в Одессе были всегда, но все упирается в финансирование.

- Во всех курортных городах есть набережные. Будет ли набережная в Одессе?

- Конечно, набережная Одессе нужна. Первые авторы генерального плана Одессы проектировали Приморский бульвар, когда население составляло 80 тысяч и городу было достаточно этого бульвара в качестве набережной. И, надо сказать, именно Приморский бульвар формировал тогда лицо города со стороны моря, был его фасадом. А сейчас у нас - хоть с Кавказа плыви, хоть из Европы - Одессы нет, пока не войдешь в порт. Конечно, нам необходима набережная с солидными, достойными миллионного города сооружениями мирового уровня, с сохраненными архитектурными традициями. Это должны быть и гостиницы, и зоны отдыха. Хочу подчеркнуть: во всех ведущих мировых курортах все лучшее находится на берегу.

- Василий Иванович, от моря перейдем к небу. Разговоры о новом аэропорте ведутся давно. Говорили даже, что он будет вынесен в море. Что-то "новое о новом" расскажете?

- Несколько лет назад в Софии, во время моей беседы с президентом Международной академии архитектуры г-ном Стоиловым родилась идея строительства в Одессе аэропорта международного класса. Разложив карту, мы увидели, что ни Москва, ни Киев не находятся в таком прекрасном стратегическом положении между Европой и Азией, Дальним и Ближним Востоком, Африкой и СНГ, как Одесса. А в условиях свободной экономической зоны такой аэропорт приносил бы колоссальную прибыль. Причем необходим именно новый аэропорт, за чертой города, а не реконструкция старого, мешающего развитию города вглубь. А трассу между городом и аэропортом насытить объектами международного плана - гостиницами, офисами и т.д., и т.п. Что же касается выноса аэропорта в море, я считаю. что это абсурдно и экономически невыгодно. Это делается в тех городах, в частности в Генуе, где наблюдается дефицит площади, а туманы достаточно редки. А в нашей приморской зоне из-за частых зимних туманов такой аэропорт был бы закрыт практически всю зиму, да и места на суше у нас предостаточно.

- Не припомните ли какой-нибудь интересный случай из архитектурной жизни города?

- Вспоминается история с получением разрешения на строительство метро в Одессе. В те времена было такое положение, что метрополитен имели право строить города с миллионом и более жителей (а в Одессе уже тогда было 1100000), и в рамках общегосударственной программы строительства метрополитена в СССР было выдвинуто 11 городов - претендентов на право строить у себя метро. Среди них были Новосибирск, Свердловск, Челябинск и другие, в том числе Одесса. Строительство метро в Одессе уже было согласовано с Гейдаром Алиевым, в то время отвечавшим в Политбюро за транспорт, но Черненко, доживавший на своем посту последний месяц, вычеркнул из этого списка три города - Донецк, Ростов и нашу Одессу для того, чтобы включить три других города, среди которых был Красноярск (с населением меньше миллиона) - родина ...самого Черненко.

Так Одесса осталась без метро. (Хорошо это или плохо, показало бы время. Но факт остается фактом.)

Интервью брала Марина БАБИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка