К оглавлению |
Сегодня на рынке морских перевозок специалисты отмечают спад общемирового грузооборота и затишье в области фрахта. Естественно, что подобная ситуация отразилась и на рынке морского труда - в мире уменьшается количество морских вакансий и растет конкуренция среди моряков.
Условия рынка рабочей силы, как и условия любого другого рынка, определяются в зависимости от спроса и предложения. Ни одна серьезная служба по трудоустройству не заинтересорвана в том, чтобы отправить судовладельцу слабоподготовленного моряка, так как при этом теряется доверие работодателя к фирме. В то же время невыгодно отправлять морских специалистов к судовладельцу, который предлагает несоответствующие условия труда - потому что квалифицированный моряк порвет отношения с агентством и рано или поздно уйдет к другому работодателю.
В этой ситуации судовладелец находится в более выгодных условиях: у него есть широкий диапазон выбора - он может набирать моряков из стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки или Африки. Посреднику же найти работодателя "под флагом" намного сложнее.
В нашей стране уже неоднократно предпринимались попытки изменения ситуации в трудоустройстве моряков. В 1995 году была, например, создана Ассоциация морских крюинговых агентств, в которую вошли наиболее известные и опытные представители крюинга. Позже организация распалась, и были созданы Ассоциация менеджеров крюинговых компаний (АМКАУ) и Общество содействия трудоустройству моряков и защиты их социально трудовых интересов (ОСТЗ). По мнению специалистов крюинга, сегодня трудно определить, кто работает с большей эффективностью для крюинга - АМКАУ или ОСТЗ. Федерация морских профсоюзов Украины во главе с Е.И. Изотовым и ОСТЗ в свое время отстояли независимость крюинга в Украине. Их усилия привели к значительному упрощению процесса лицензирования крюинга, затем - к увеличению срока деятельности лицензии от одного до трех лет. Была намного упрощена процедура пересечения моряками границы Украины, исчезла необходимость регистрации судовых ролей в санитарно- карантинных отделах, регистрации всех моряков в органах Одесской госинспекции охраны труда на морском транспорте и многое другое.
Консультации юристов помогли организациям раскрыть целый ряд противозаконных акций, которые предпринимались и предпринимаются различными госчиновниками. Главная их цель - навязать крюингу свою монополию, прикрываясь государственными интересами. В то время когда мировая практика поазывает, что частные службы являются самой эффективной формой в трудоустройстве моряков. "Только в странах с тоталитарным режимом можно найти государственный крюинг, в нормальной системе судовладелец сам должен выбирать себе моряков, а моряки - судовладельцев. Государственные учреждения могут заниматься крюингом, но пусть докажут свои способности в условиях здоровой конкуренции" - так считает вице-консул по морским вопросам Греции в Украине Н.Каваллиерос.
Да, государство сегодня должно защищать интересы моряков-подфлажников. Но в разработке нормативной базы должны принимать участие сами моряки, компетентные специалисты со знанием и учетом реальной ситуации, сложившейся на рынке морского труда. Крюинг, как и любой другой сектор рынка, складывается из множества очень гибких процессов, и любое грубое вмешательство извне может нанести ему непоправимый вред. И, как обычно, в первую очередь от этого пострадают десятки тысяч простых моряков, оставшихся сегодня невостребованными на украинском рынке.
Материал подготовлен при содействии капитана дальнего плавания Владимира ЛАНГА.
Подготовил Е. ЖАКОБ.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |