К оглавлению
номера
К оглавлению


УРОКИ ПЕТРА,
или РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ ЛЕТАТЬ НЕ МОЖЕТ?

Русалки, одноглазые циклопы, двуликий Янус, гарпии, фавны... Мы все знаем этих персонажей древних мифов и сказаний. Но о том, кто был их прототипом, редко когда задумываемся. Уродства (а именно они легли в основу этих мифов) привлекали внимание людей во все времена. Однако такого ажиотажа, какой был в России при Петре I, не было нигде и никогда.

Во время посещения Голландии в 1697-98 гг. Петр I, обучавшийся анатомии у голландца Фредерика Рюйша, был поражен его коллекцией врожденных пороков и аномалий и в 1704 г. издает указ, запрещающий убивать уродов и предписывающий сообщать о них в Монастырскую канцелярию.

В 1714 г. Петр основывает Кунсткамеру (кабина редкостей), а в 1717 г. приобретает коллекцию Рюйша и, издав в 1718 г. указ, обязывающий доставлять любую обнаруженную аномалию, будь то человеческую или скотскую, живую или мертвую, в Кунсткамеру, в 1719 г. открывает ее для широкого обозрения публики.

Так был открыт первый в России музей, в который наряду с коллекцией "монстров и раритетов" входили библиотека, обсерватория и анатомический театр.

Но живые экспонаты Кунсткамеры не вечны, а хочется донести их и до потомков, и Петр отправляется в Голландию, откуда привозит первый восковой экспонат - свою собственную голову. С тер пор, задолго до появления знамениого Музея мадам Тюссо, в Петербурге начали изготавливать первые восковые фигуры. (Тут хочется сделать маленькое отступление и сказать, что Северная Пальмира всегда славилась своими музейными традициями и экспонатами. Так, вскоре после смерти Петра скульптором Б. Растрелли была сделана фигура царя, величественно восседавшего в кресле. Но когда любопытный хотел подойти к нему поближе и наступал при этом на незаметную кнопку в полу, Петр вставал, поднимал руку, указывая нечестивцу на дверь. Можно представить себе состояние людей, многие из которых еще знали царя лично!)

Вот и нынешним летом питерцы решили удивить одесситов, привезя к нам уникальную коллекцию "Катастрофы человеческого тела", сделанную в духе традиций Кунсткамеры, из собрания Санкт-Петербургского музея восковых фигур (кстати, экспонаты для Одесского музея восковых фигур делались именно в Санкт-Петербургской мастерской). Прототипы всех экспонатов этой коллекции - реальные люди, жившие когда-то или живущие сейчас. И первый экспонат - о, ирония судьбы! - сам Петр I, человек исключительно непропорциональный, имевший при огромной росте (2,04 м) очень узкие плечи подростка, широкий таз и 38 размер ноги.

Среди экспонатов - единственная зарегистрированная за всю историю человечества аномалия - "женщина-свинья", которая имела нос самой настоящей свиньи, но при этом обладела изысканной фигурой, получила строгое религиозное образование, была на редкость трудолюбивой, доброй, а ее 5 детей были абсолютно нормальными.

Эме Рапин, известная швейцарская художница, чьи картины выставлены во многих музеях Европы, а портреты, сделанные ее ногами, обладали потрясающим сходством с позирующим. Нет, я не ошиблась. Именно ногами, так как у Эме от рождения полностью отсутствовали руки. Но ногами она умела делать все - и обслуживать себя, и прекрасно рисовать.

Билл Дакс, имевший 3 глаза и 2 носа, - талантливейший иллюзионист, многие карточные фокусы которого не могут разгадать до сих пор. А Грейс Макдаллен, обладательница самой безобразной в мире внешности; когда, работая в цирке, она выходила, спрятав лицо под плотной вуалью, конферансье объявлял: "Сейчас эта женщина поднимет вуаль, и вы будете благодарить Бога за то, что вы не такие". Но тем не менее на счету Грейс были десятки поклонников.

Но аномалии бывают не только врожденные. Так, после падения и удара головой у Франсуса Труиллю на месте обычной шишки вырос самый настоящий 30-сантиметровый рог.

Среди экспонатов - и наш современник, 40-летний американский миллионер Бастер Симкус, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый тяжелый человек планеты. Его все сейчас - 1166 кг, а цель, которую он себе поставил, к 2000 году - 2000 кг!

Поистине уникален человек, символично завершающий экспозицию, - американец Джон Экхарт по прозвищу Эк- полпарня (1911-1966). Не имея ни ног, ни таза, он научился прекрасно ходить на руках, плавать, нырять, играть на фортепиано и саксофоне, получил два высших образования - юридическое и экономическое, вместе с нормальным братом-близнецом основал сеть супермаркетов в Балтиморе и долгие годы служил американцам символом непревзойденного оптимизма, в знак чего многие носили на груди значки с его изображением. (Джон представлен стоящим на одной руке, улыбающимся, второй рукой показывающим: "О' кей!".)

С выставки уходишь, ошеломленный увиденным и потрясенный величием человеческого духа. Как мало мы знаем о природе и биологии развития, о человеческих возможностях, о себе, в конце концов, и главное, как редко об этом задумываемся! Экспозиция подарила возможность посмотреть со стороны на то, что не ценим, не бережем, на то, в какие дебри мы порой заходим, не замечая и не ценя главного - того, что каждому из нас дала природа.

Марина БАБИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка