К оглавлению
номера
К оглавлению


Так ласково-иронически называют художники НЮ - изображение обнаженного тела.

"Человек - Венец Природы, и ничего прекраснее человеческого тела нет" - эту истину исповедовали в разные эпохи поколения художников Запада. Недаром древние греки и римляне богов своих изображали по образу и подобию людей. Божественная - в прямом смысле слова - красота античных статуй, совершенство форм, величавость, затаенная в светящемся мраморе сила - это гимн бессмертному человеческому телу, которым скульпторы наделяли могущественных обитателей Олимпа и прочих Эмпирей.

Средневековье, не отказывая обнаженному телу в красоте и праве на изображение, сменило акценты: аскетизм, одухотворенность, страдание - вот главные краски палитры художников и скульпторов этой эпохи.

Ренессанс вернул торжество плоти в избытке. Толстомясые (по выражению будущего тестя Ибрагима-Абрама Ганнибала) рубенсовские красавицы стали символами эпохи наряду с одухотворенными, но отнюдь не лишенными женских прелестей Мадоннами.

Конец века XIX и век XX внесли в изображение Венца Природы разброд и шатание: экзотическое пиршество красок, превалирование цвета над формой Гогена; сюрреалистическое сочетание изысканно-прекрасного с химерическими - кошмарами Дали; восхищенность и одновременно беспощадность Родена; гениальное, подчиненное лишь внутреннему замыслу, своеволие Пикассо; трепетная утонченность и эмоциональность импрессионистов...

Но это все там, на Западе... А что же в России?

Русское искусство оказалось удивительно целомудренным - ню в его традициях практически отсутствовало. Разве что Брюллов на своих полотнах допускал полуоткровенную наготу мифологизированных персонажей. Да вспоминаются еще "Весна" Пластова и русские красавицы Кустодиева... Впрочем, лирическая нота, вносимая двумя последними, делает их полотна произведениями совершенно другого ряда, нежели, скажем, ню французских живописцев.

XX век только-только начал вносить свои коррективы, как пролетарско-коммунистическая мораль обрядила во взлядонепроницаемые прозодежды героев и героинь художественных полотен и скульптур. Ситуацию тех лет обозначили Ильф и Петров: "А под одеждой она ведь голая!" - в ужасе восклицал герой одного из фельетонов замечательных сатириков по поводу парковой скульптуры в Сокольниках. Да что там герой фельетона! Недавно в своих "Записках фоторепортера" Михаил Рыбак не без юмора вспоминал, как в былые времена чуть ли не со скандалом, устроители фотовыставки отвергли его снимок, на котором были изображены лежащие в ряд на пляжном песочке малыши в панамках, но - о ужас! - с голыми попками.

Но это все "дела давно минувших дней...". Ну, а сегодня? Сегодня наши художники, "отбросив излишнюю стыдливость" (возможно, под влиянием запоздалой сексуальной революции), обратились к ню. Во всяком случае в мае в Одесском художественном музее прошла выставка, эпиграфом к которой в пресс-релизе была использована поэтическая строка "Цветет божественное тело". Хотя можно было бы воскликнуть и попроще: "НУ И НЮ!".

Экспонировались работы не кого-нибудь, а воспитателей художественной молодежи - преподавателей нашей прославленной "Грековки". Свои полота представили А. Раллев, И. Козерод, В. Аликберов, Н. Мартынюк, Г. Палатников и даже старейшие преподаватели училища Т. Егорова и Я. Киричек.Особое внимание привлекли две превосходные работы В. Захарченко.

Экспонируемые картины написаны в разной манере и технике, с разным мировоззрением и мироощущением... Но все они созданы талантливыми представителями Одесской живописной школы, взращенными в Одесском художественном училище и вернувшимися в него, чтобы продолжить традиции Одесской и южнорусской художественной школы. Успех прошедшей выставки - свидетельство того, что слава "Грековки" зиждется на прочном фундаменте.

Елена КОЛТУНОВА.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка