К оглавлению
номера
К оглавлению


КОГДА ПОДЕШЕВЕЕТ БЕНЗИН...

По поводу резкого скачка цен на нефтепродукты (НП) в Украине уже было много чего сказано - и в прессе, и по телевидению, в выступлениях высоких государственных чиновников. Но до сих пор на многие вопросы по этой проблеме нет достаточной ясности...

Читатели "РПФ", в частности, в своих вопросах чаще всего поднимают три темы:

- В чем же все-таки причина подорожания топлива и не есть ли скачок цен результатом сговора каких-либо внешних или внутренних сил?

- Каковы особенности одесского рынка нефтепродуктов и почему в Одессе ситуация с топливом не была такой тяжелой, как в других регионах?

- И, конечно же, когда следует ожидать снижения цен на бензин и ДТ и в каких пределах будет это снижение?

Ответить на эти и другие вопросы мы попросили зам. председателя правления ОАО "Одесснефтепродукт" Валерия Владимировича Агеева:

- Я могу пояснить ситуацию, которая сложилась на рынке НП в Украине следующим образом: есть две главные и объективные причины.

Причина первая - это прежде всего, конечно, резкий рост цен на нефть на мировом рынке. Причем события на рынке НП в мире в последние полтора года развивались очень своеобразно. Если в 1998-м году цена нефти в мире составляла $ 120-125 за тонну, то в январе 1999-го года произошло очень сильное падение цен - вплоть до $ 45-50 за тонну, то есть почти в два с половиной раза!

В это время в Украине как раз и стабилизировались цены на топливо - состояние видимого благополучия и насыщения рынка. На мировом рынке цены на НП в тот момент были достаточно низкими, а на нашем внутреннем рынке - достаточно высокими, чтобы обеспечить в Украине интерес работы оптовиков. Но с февраля-марта этого года ситуация резко изменилась. Всего за два месяца мировые цены на нефть снова возросли, и сегодня тонна нефти на мировом рынке стоит порядка $ 120-130. Причины - война в Югославии и многие другие; формирование цены вообще очень сложный процесс. Причем рост мировых цен на НП затронул не только Украину - но и богатую на нефть Россию и Беларусь и другие страны СНГ.

Причина вторая это, конечно, недооценка ситуации на нефтерынке нашим правительством и соответствующими ведомствами. До топливного кризиса, в период вышеупомянутой ситуации "видимого благополучия" оптовикам было выгодно торговать у нас. В этот период правительство Украины принимает ряд мер, направленных на обеспечение работой украинских нефтеперерабатывающих заводов: были увеличены акцизные ставки на импорт топлива (к примеру, с 6 до 15 экю за тонну для дизельного топлива и с 40 до 100 экю за тонну АИ-95), нефть была исключена из списка товаров критического импорта, а значит, импортерам снова пришлось платить НДС. Были введены другие дополнительные платежи по импорту нефтепродуктов - например, отчисления в Пенсионный фонд и т.п.

Таким образом, схема давальческого сырья, которое перерабатывалось в Украине, имела значительные преимущества перед импортом. Может, эта политика лоббировалась, не знаю. Но в тот момент, когда мировые цены на нефть поползли вверх, оптовикам стало значительно выгоднее продавать НП на мировом рынке, и топливо стали срочно вывозить за пределы Украины. Никаких ограничений на вывоз предпринято не было, и в этот период в стране как раз и создался острый дефицит нефтепродуктов. Импорт еще не мог действовать свободно - не позволяла экономическая ситуация, мировые цены были значительно выше, чем у нас на внутреннем рынке. А давальческое сырье в это время тоже стали вывозить за пределы Украины и продавать там по более высоким ценам. Хотя всей этой ситуации не должно было произойти. Рост цен на топливо у нас мог составить 30-50 %, но не 200-300 %, как это случилось на самом деле. Если бы на государственном уровне были своевременно приняты меры.

- И что же будет дальше?

- Сейчас ситуация меняется. Правительство и законодательные органы приняли ряд мер на уровне постановлений и распоряжений, которые позволяют широко импортировать нефть и НП в Украину. Сняты многие органичения на ввоз, нефть снова включена в список товаров критического импорта, введена отсрочка платежей на ввоз топлива по акцизу и НДС на 60 дней.

Результаты на рынке уже ощутимы: упал ажиотаж, нет дефицита самых выгодных для оптовиков высокооктановых видов топлива.

Мой прогноз как специалиста: через месяц в Украине можно будет свободно покупать нефтепродукты всех марок. Если на мировом рынке цены на топливо останутся без изменений - у нас резкого падения цен тоже не произойдет: в течение ближайшего месяца будет снижение максимум на 20-25 %, если к тому же не активизируются инфляционные процессы.

Но в любом случае без топлива сегодня не обойтись. И нашего одесского потребителя мы призываем обслуживаться через систему "Одесснефтепродукт" - мы обеспечиваем качество топлива, поставляем только заводские нефтепродукты, в том числе импортное топливо высокого качества. При этом - цены у нас на 10-15 % ниже рыночных, введена выгодная для клиентов талонная система гарантированного обслуживания.

Мы работаем для потребителя, работаем для вас!

Материал подготовил
Евгений СТЕБЛИВСКИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка