К оглавлению |
Михаил Рыбак
ОДИССЕЯ МАТВЕЯ ОШЕРОВСКОГО
Ошеровский и балетный зал не оставлял без внимания, приходил и во время разучивания конкретного танца (обязательно со своими предложениями, поправками), и во время повседневных балетных уроков. И обращал внимание на каждую деталь, которая со стороны могла казаться мелочью. Но это были не придирки и не личные амбиции, а желание показать спектакль зрителю отшлифованным до зеркального блеска, ибо даже незначительная заусеница могла портить впечатление, особенно у взыскательного зрителя.
Что касается танцев к каждому спектаклю, то главреж был по сути дела соавтором балетмейстера, учитывая, что вместе они и придумывали, сочиняли каждый танец.
В начале 60-х одесситы увидели очередную премьеру - спектакль "На рассвете". Он стал первой ласточкой в задуманной Ошеровским трилогии об Одессе. Следующими были незабываемые спектакли "У родного причала" и "Четверо с улицы Жанны".
Иной раз перед началом спектакля Матвей Абрамович выходил на авансцену и жестом поднятой руки, успокоив переполненный зрителями зал, произносил:
- Дорогие наши зрители! Сегодня вместе с вами наш спектакль смотрит популярный спортивный комментатор, заслуженный мастер спорта, народный артист СССР Николай Николаевич Озеров.
Раздавались аплодисменты. Озеров поднимался с кресла, раскланивался во все сторны... Они были давними друзьями, две выдающиеся творческие личности - Озеров и Ошеровский.
- Сегодня, товарищи зрители, - вещал в другой раз стоявший спиной к закрытому занавесу Ошеровский, - у нас в гостях футбольная команда "Черноморец" в полном составе. Поздравим все вместе наших футболистов с большой победой - бронзовыми медалями чемпионата СССР.
А когда открывался занавес, возвещая о начале действия, зал снова взрывался аплодисментами. Это уже была награда художнику Михаилу Ивницкому за оригинальное оформление сцены. Матвей Абрамович в это время находился уже в зале, как правило, в дверной нише одной из боковых дверей, прислонившись спиной к узкому простенку. Это был его наблюдательный пост, и по мере выхода артистов на сцену, по ходу действия у главрежа менялось выражение лица и, голова на массивной шее, словно маятник, наклонялась влево-вправо, а иной раз невольно зубы прикусывали кончик языка. В какой-то момент он выходил тихонько в коридор и медленно шагал в его тупик, к той единственной двери, в которую проходил за кулисы. Две ступеньки вели на сцену, и оттуда продолжал какое-то время наблюдать за происходящим на сцене действием. Он реагировал на каждое движение артистов, на каждую реплику, хотя внешне был совершенно спокоен. Бывало, покачивал головой или вдруг разводил руки в стороны, чувствовалось, что каждый спектакль он проводил через все свое существо. Но всегда находился в таком месте, что был в поле зрения только помрежа да кого-нибудь из находившихся за кулисами рабочих сцены. Но выбирал такой наблюдательный пункт, чтобы не нервировать артистов, ведущих спектакль, чтобы не выбить их из колеи.
А серьезные замечания высказывал только в конце спектакля, после поклонов, вручения цветов, аплодисментов. Тогда бывали и разносы, иной раз самые беспощадные. Невзирая на лица, титулы, популярность. Но все понимали, что он любит их, своих коллег-артистов, что знает каждого до тонкостей, их достоинства и недостатки. Это было особенно важно при выборе очередной пьесы, распределении ролей. И хотя была у него любимая женщина, на которой женился, и женщина эта была артисткой того же театра, он никогда не делал ей поблажек, и роли доставались Галине те, которые главреж считал совместимыми с ее характером, способностями, возможностями. И она никогда ничего особенного для себя не требовала, за что в коллективе заслужила уважение.
Уже многие годы Матвей Ошеровский со своей верной подругой Галиной Грачевой живут в Москве. Но Одесса осталась в сердце Ошеровского навсегда.
Он был, пожалуй, самым почетным гостем на праздновании полувекового юбилея Одесского театра музыкальной комедии, который в свое время вывел в лидеры среди театров оперетты огромной страны.
А за несколько лет до юбилея театра Матвей Абрамович дважды приезжал в Одессу со спектаклями и нынешними своими воспитанниками. Ибо он продолжает творить в любимом жанре оперетты, преподавать, воспитывать молодых артистов. Способным учителем оказалась и его ученица Галина Грачева.
Во время одного из его визитов в Одессу мы встретились в семье наших общих друзей, прекрасных театральных художников Зои и Михаила Ивницких. Знакомились с новыми эскизами декораций Михаила (увы, его уже нет в живых) и их дочери Ирины, оригинальными, содержательными, живописными работами Зои.
Матвей Абрамович тогда сказал нам:
- Я часто вспоминаю слова Леонида Утесова о том, что "каждый хотел бы родиться одесситом, но не каждому это удается". Мне, к сожалению, не повезло - я одесситом не родился. Но повезло, что я жил и творил в Одессе, и думаю, что оставил какой-то след, какую-то память.
И в самом деле, даже то, что Ошеровский сделал для Театра музыкальной комедии, вошло в историю культуры Одессы. Народная артистка Украины, заслуженная артистка России Людмила Сатосова вспоминает, что даже в суровые 70-е годы Ошеровскому удалось вывезти в гастрольную поездку по городам Германии большую группу артистов оперетты.
- В Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Дрездене нас прекрасно принимали, - рассказывает Людмила Ивановна, - и мы тогда приобрели много добрых друзей.
В Одессе Ошеровского узнали как режиссера широкого профиля. Так, в Русском драматическим театре он поставил самые разные по содержанию и стилю спектакли: "Бесприданницу", "Голубые олени" и "Виновные в убийстве". В театре оперы и балета он поставил оперные спектакли "Тоска" и "Тарас Бульба". Вместе с кинорежиссером Серым Ошеровский выпустил кинофильм на Одесской киностудии. Но это еще не весь перечень творческой палитры Ошеровского.
Однажды принял он предложение известного дрессировщика
Валентина Филатова поставить аттракцион "Медвежий цирк".
Говорят, во время репетиции в центре манежа цирка встала
на задние лапы двухметрового роста медведица Матильда,
которая, как полагают, влюбилась в интересного солидного
мужчину. Уже протянула передние лапы, чтобы обнять
режиссера, но ее жест вовремя заметил Валентин Филатов и
увел Матильду к ее коллегам. В конце концов аттракцион
"Медвежий цирк" в постановке режиссера Ошеровского
смотрелся не хуже самого яркого опереточного спектакля.
И, как все его постановки, отличался тщательно
выстроенной композицией, оригинальностью мизансцен,
исполнения которых у четвероногих артистов уже добивался
дрессировщик.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |