К оглавлению |
Михаил Рыбак
Режиссер Матвей Ошеровский пришел в Одесский театр музыкальной комедии через несколько лет после театральной рокировки, когда Одесский драматический театр Советской Армии переехал во Львов, а оттуда в Одессу приехал (как мы уже знаем, навсегда) театр музкомедии. Это было в начале 60-х годов, и оперетта в первые же месяцы стала популярной в нашем городе изысканных театралов и весельчаков. Так что каждый спектакль проходил при переполненном зале, да и зальчик-то был совсем невелик, ибо разместился театр в небольшом старом здании по улице Греческой, там, где ныне процветает Театр юного зрителя.
Но и на той небольшой сцене талантливый режиссер Изакин Гриншпун создавал спектакли-шедевры.
После ухода Гриншпуна немногим более двух лет спектакли ставили режиссеры Беркун, Берлянд. И вот однажды появился никому неизвестный тогда в Одессе Матвей Ошеровский, которого радушно принял директор театра Дмитрий Островский, бывший не только прекрасным руководителем, администратором, но и незаурядной творческой личностью. Он увидел в Ошеровском профессионала высокого класса после первой же постановки, а это был веселый динамичный водевиль "Улыбнись, Света!".
В то время в театральной труппе уже было прочное ядро одаренных артистов, таких, как Михаил Водяной и Евгения Дембская, Семен Крупник и Маргарита Демина, Идалия Иванова, Юрий Дынов, Елена Главацкая, Виктор Алоин и Галина Смирнова, а через какое-то время приехала из Свердловска обаятельная артистичная Людмила Сатосова и Виктор Эгин. В общем, материал для творчества режиссера был качественный. Талантливый мастер умел его использовать эффективно, создавая каждый новый спектакль. Матвей Абрамович не представлял себе оперетту без зажигательных танцев, без экспрессивного, эмоционального балета. А каждому танцу должны соответствовать костюмы и, конечно же, оформление сцены от переднего плана до фоновых задников. И при всем этом важнейшую роль играет освещение. Потому неудивительно, что с первых дней главреж проявил особый интерес к творчеству театральных художников. Но и в этом отношении театру повезло, ибо работали здесь, не побоюсь сказать, лучшие в Одессе, а может быть и в Украине театральные художники Ивницкие: Зоя (художник по костюмам) и Михаил (творец оригинальной сценографии, необыкновенных декораций).
Для постановки танцев сначала привлекались балетмейстеры со стороны, но им не всегда удавалось найти общий язык с жанром оперетты. Солистом балета был игривый, эмоциональный в танцах Игорь Дидурко. Его-то режиссер Ошеровский "раскрыл" как балетмейстера и какое- то время, выражаясь спортивным языком, Дидурко был "играющим тренером", был ведущим не только во время репетиций, но и во время спектаклей.
При наличии прочного творческого ядра исполнителей не было в труппе молодых актеров. И тогда Ошеровский при всей своей занятости в театре находит время (за счет личных дел, отдыха), чтобы создать при театрально- художественном училище актерское отделение.
Собрались в нем два десятка юношей и девушек, мечтавших о сцене (а тем более - оперетты!) и большинство оказались весьма способными. Ошеровский не только теоретически преподавал актерское мастерство, но и поставил со своими воспитанниками несколько довольно сложных даже для опытных профессионалов спектаклей. В исполнении студентов на достаточно профессиональном уровне одесситам показали "Трехгрошовую оперу" Брехта, а затем и "Мадемуазель Нитуш". После 4-летней учебы в 1968 году состоялся первый и единственный в истории училища выпуск актеров. Многие выпускники тут-же пополнили труппу оперетты. По сей день из той группы радуют зрителей своим творчеством заслуженные артисты Украины Виктория (она начинала актерскую карьеру в балете) и Владимир Фроловы, Галина Жадушкина (многие годы играла в оперетте, затем создала свой театр "Комедиум") и Валерий Барда-Скляренко - оба нынче работают в США. Из того же выпуска ведущая артистка Русского драматического театра Валентина Прокофьева, артист Театра музкомедии Валентин Валовой.
Благодаря режиссеру Ошеровскому в театральном репертуаре рядом с классической "Сильвой" появились американские мюзиклы "Цветок Миссисиппи", а затем "Целуй меня, Кэт", "Человек из Ламанча", наконец, "100 чертей и одна девушка". Он порадовал зрителей опереттой "Белая ночь" и классическим отечественным искрометным и сатирическим спектаклем "Русский секрет", советским мюзиклом "Мой безумный брат", совершенно отличным от американских мюзиклов. Все эти тонкости Ошеровский умел передать через действующих лиц, мизансцены, балетные миниатюры.
Но для меня самыми интересными съемками были репетиции очередной премьеры на сцене. Ибо Матвей Абрамович из режиссера превращался в актера. Он наигрывал то одну, то другую роль, показывал исполнителю, каким бы он хотел видеть в спектакле того или иного героя. И невзирая на упитанность, кажущуюся неуклюжесть, Ошеровский двигался по сцене легко, произносил ту или иную фразу по тексту с той интонацией, какую хотел услышать от исполнителя.
Он и балетный зал не оставлял без внимания, приходил и во время разучивания конкретного танца (обязательно со своими предложениями, поправками), и во время повседневных балетных уроков. И обращал внимание на каждую деталь, которая со стороны могла казаться мелочью. Но это были не придирки и не личные амбиции, а желание показать спектакль зрителю отшлифованным до зеркального блеска, ибо даже незначительная заусеница могла портить впечатление, особенно у взыскательного зрителя.
Что касается танцев к каждому спектаклю, то главреж был по сути дела соавтором балетмейстера, учитывая, что вместе они и придумывали, сочиняли каждый танец.
В начале 60-х одесситы увидели очередную премьеру - спектакль "На рассвете". Он стал первой ласточкой в задуманной Ошеровским трилогии об Одессе. Следующими были незабываемые спектакли "У родного причала" и "Четверо с улицы Жанны".
Иной раз перед началом спектакля Матвей Абрамович выходил на авансцену и жестом поднятой руки, успокоив переполненный зрителями зал, произносил:
- Дорогие наши зрители! Сегодня вместе с вами наш спектакль смотрит популярный спортивный комментатор, заслуженный мастер спорта, народный артист СССР Николай Николаевич Озеров.
Раздавались аплодисменты. Озеров поднимался с кресла, раскланивался во все сторны... Они были давними друзьями, две выдающиеся творческие личности - Озеров и Ошеровский.
- Сегодня, товарищи зрители, - вещал в другой раз стоявший спиной к закрытому занавесу Ошеровский, - у нас в гостях футбольная команда "Черноморец" в полном составе. Поздравим все вместе наших футболистов с большой победой - бронзовыми медалями чемпионата СССР.
А когда открывался занавес, возвещая о начале действия, зал снова взрывался аплодисментами. Это уже была награда художнику Михаилу Ивницкому за оригинальное оформление сцены. Матвей Абрамович в это время находился уже в зале, как правило, в дверной нише одной из боковых дверей, прислонившись спиной к узкому простенку. Это был его наблюдательный пост, и по мере выхода артистов на сцену, по ходу действия у главрежа менялось выражение лица и, голова на массивной шее, словно маятник, наклонялась влево-вправо, а иной раз невольно зубы прикусывали кончик языка. В какой-то момент он выходил тихонько в коридор и медленно шагал в его тупик, к той единственной двери, в которую проходил за кулисы. Две ступеньки вели на сцену, и оттуда продолжал какое-то время наблюдать за происходящим на сцене действием. Он реагировал на каждое движение артистов, на каждую реплику, хотя внешне был совершенно спокоен. Бывало, покачивал головой или вдруг разводил руки в стороны, чувствовалось, что каждый спектакль он проводил через все свое существо. Но всегда находился в таком месте, что был в поле зрения только помрежа да кого-нибудь из находившихся за кулисами рабочих сцены. Но выбирал такой наблюдательный пункт, чтобы не нервировать артистов, ведущих спектакль, чтобы не выбить их из колеи.
А серьезные замечания высказывал только в конце спектакля, после поклонов, вручения цветов, аплодисментов. Тогда бывали и разносы, иной раз самые беспощадные. Невзирая на лица, титулы, популярность. Но все понимали, что он любит их, своих коллег-артистов, что знает каждого до тонкостей, их достоинства и недостатки. Это было особенно важно при выборе очередной пьесы, распределении ролей. И хотя была у него любимая женщина, на которой женился, и женщина эта была артисткой того же театра, он никогда не делал ей поблажек, и роли доставались Галине те, которые главреж считал совместимыми с ее характером, способностями, возможностями. И она никогда ничего особенного для себя не требовала, за что в коллективе заслужила уважение.
Уже многие годы Матвей Ошеровский со своей верной подругой Галиной Грачевой живут в Москве. Но Одесса осталась в сердце Ошеровского навсегда.
Он был, пожалуй, самым почетным гостем на праздновании полувекового юбилея Одесского театра музыкальной комедии, который в свое время вывел в лидеры среди театров оперетты огромной страны.
А за несколько лет до юбилея театра Матвей Абрамович дважды приезжал в Одессу со спектаклями и нынешними своими воспитанниками. Ибо он продолжает творить в любимом жанре оперетты, преподавать, воспитывать молодых артистов. Способным учителем оказалась и его ученица Галина Грачева.
Во время одного из его визитов в Одессу мы встретились в семье наших общих друзей, прекрасных театральных художников Зои и Михаила Ивницких. Знакомились с новыми эскизами декораций Михаила (увы, его уже нет в живых) и их дочери Ирины, оригинальными, содержательными, живописными работами Зои.
Матвей Абрамович тогда сказал нам:
- Я часто вспоминаю слова Леонида Утесова о том, что "каждый хотел бы родиться одесситом, но не каждому это удается". Мне, к сожалению, не повезло - я одесситом не родился. Но повезло, что я жил и творил в Одессе, и думаю, что оставил какой-то след, какую-то память.
И в самом деле, даже то, что Ошеровский сделал для Театра музыкальной комедии, вошло в историю культуры Одессы. Народная артистка Украины, заслуженная артистка России Людмила Сатосова вспоминает, что даже в суровые 70-е годы Ошеровскому удалось вывезти в гастрольную поездку по городам Германии большую группу артистов оперетты.
- В Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Дрездене нас прекрасно принимали, - рассказывает Людмила Ивановна, - и мы тогда приобрели много добрых друзей.
В Одессе Ошеровского узнали как режиссера широкого профиля. Так, в Русском драматическим театре он поставил самые разные по содержанию и стилю спектакли: "Бесприданницу", "Голубые олени" и "Виновные в убийстве". В театре оперы и балета он поставил оперные спектакли "Тоска" и "Тарас Бульба". Вместе с кинорежиссером Серым Ошеровский выпустил кинофильм на Одесской киностудии. Но это еще не весь перечень творческой палитры Ошеровского.
Однажды принял он предложение известного дрессировщика
Валентина Филатова поставить аттракцион "Медвежий цирк".
Говорят, во время репетиции в центре манежа цирка встала
на задние лапы двухметрового роста медведица Матильда,
которая, как полагают, влюбилась в интересного солидного
мужчину. Уже протянула передние лапы, чтобы обнять
режиссера, но ее жест вовремя заметил Валентин Филатов и
увел Матильду к ее коллегам. В конце концов аттракцион
"Медвежий цирк" в постановке режиссера Ошеровского
смотрелся не хуже самого яркого опереточного спектакля.
И, как все его постановки, отличался тщательно
выстроенной композицией, оригинальностью мизансцен,
исполнения которых у четвероногих артистов уже добивался
дрессировщик.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |