К оглавлению номера
К оглавлению

КАК СДЕЛАТЬ КЛАССИКУ ВЕСЕЛОЙ

"Десятиклассники знать не желают классики". Строки эти сочинены нашим земляком, известным актером и поэтом Владимиром Рецептером три с половиной десятилетия тому назад, еще в пору так называемого поэтического бума, когда, казалось, вся страна читает и слушает стихи. Ничего подобного: школяры и в благополучных шестидесятых терпеть не могли школьную программу точно так же, как их коллеги за сто лет до того, и, подозреваю, сто лет спустя. Эта вечная проблема - как увлечь подростков настоящими, выдержавшими испытание временем (в противовес модным однодневкам) произведениями искусства, будь то повесть, опера или пьеса? - особенно актуальна сейчас, и прежде всего применительно к украинскому искусству. Что греха таить, весьма далеки многие классические произведения нашей литературы от интересов и запросов тинейджеров, знать не знают и знать не желают они классики - хоть кол на голове теши! И остается у того, кто по долгу ли службы, по велению ли души берется за это рискованнейшее предприятие, один-единственный выход: отыскать живую и современную форму для вечных идей. Признаюсь: когда я узнал, что Театральный лицей под руководством Анатолия Падуки ставит "На першi гулi" Степана Васильченко - хорошо забытый украинский водевиль начала века, то немало удивился. Ибо никак не мог соотнести страдания восемнадцатилетней девицы, стремящейся вопреки родительской воле на улицу, "на гулi", с нынешним подростками, которые в аналогичном возрасте нередко успевают уже все испытать и от всего устать. К тому же, если говорить честно, и пьеска-то не Бог весть какая, и юмор, как бы это помягче выразиться, плосковатый. Но постановщики - сам Анатолий Падука и режиссировавший спектакль его воспитанник Александр Онищенко, - к счастью, и не искали никаких аналогий. Текст взят ими как повод, да и назван спектакль иначе - "Лубочна Абетка" ("Лубочная Азбука"). А это все объясняет: юные исполнители на сцене откровенно резвятся под музыку популярной украинской группы "ВВ" ("Вопли Видоплясова"). То, что творится на крохотной сцене Дома детского творчества Центрального района, где базируется Театральный лицей, не поддается пересказу: могу только сказать, что самым активным образом действуют тут такие персонажи, как Чучело и Ангел. Остальное, надеюсь, понятно. Но эта игра, откровенная, лихая, без оглядки на т. н. традиции и "хороший вкус", прямо-таки захватывает зал, в котором преобладают сверстники юных актеров. А значит, и классика не кажется уже им столь далекой и скучной. Да и о какой скуке может идти речь, если есть в спектакле такая героиня, как Таня Жекова, одним своим появлением вызывающая улыбку на самых суровых лицах?! "Десятиклассники знать не желают классики"? Безусловно, если классика эта подается им сухо и безжизненно. Но они очень даже желают знать ее, если находят нечто свое, увлекательное. Театральный лицей подарил им такую возможность.

Андрей ТИШКОВ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка