К оглавлению номера
К оглавлению

ЕШЬ АНАНАСЫ, ГАМБУРГЕР ЖУЙ

Отличие развитых стран от недоразвитых можно легко обнаружить и по тому, что в одних открытию новых "МакДональдсов" или аналогичных сетевых кафе быстрого обслуживания мало кто уделяет особое внимание, а в других это превращается чуть ли не в событие городского уровня. За день до Нового года одна из наиболее влиятельных сетевых компаний американского общепита - "McDonald's" включила в свою сеть и одесский рынок, вслед за первой точкой на пос. Котовского запустив еще два ресторана. По опыту, успешно опробованному во всем мире, для их расположения выбраны наиболее посещаемые и прибыльные места: центральная улица города и территория, прилегающая к вокзалу, - оживленный автомобильный узел с наибольшим скоплением приезжих.

Следуя старым традициям и новым познаниям в public relations, национальное отделение компании за день до заветного дня открытия учтиво пригласило в новый ресторан местных "акул пера", которым предоставлялась особая миссия вкусить на шару биг-маков и бесплатно разнести своим читателям и зрителям благую весть о появлении в Одессе ало- желтых фирменных логотипов. Для пущей глобальности и сенсационности одним из первых посетителей ресторана стал городской голова Одессы собственной персоной, бесплатно поработав на имидж компании. Тут уж впору удивляться и замечать, что в солидных европейских городах участие мэра в церемонии открытия обычного кафе быстрого обслуживания, и уж тем более иностранного, воспринималось бы странно. А зачастую даже грозило перспективой быть неправильно понятым избирателями. Примером может служить веселый случай, о котором любят рассказывать туристам гиды Парижа, когда открытие ресторана "МакДональдс" на Елисейских полях якобы сопровождалось... демонстрацией протеста своенравных парижан, таким оригинальным образом выразивших свое мнение по поводу открытия "американской забегаловки" на главной улице Франции. Наши сограждане пока еще страшно далеки от столь ранимого отношения к национальным святыням. Так что на вопрос, не случалось ли и в Украине подобных ситуаций, представитель компании во время пресс-конференции мог спокойно и типично по-американски ответить: "Скорее стоит обратить внимание на тысячи людей, которые хотят в день открытия попасть в рестораны "МакДональдс". Конечно же, подобных курьезов в Украине не было, и я надеюсь, что одесситы вслед за жителями других городов Украины оценят качество нашей еды и уровень услуг".

И действительно, а куда же им (одесситам вслед за жителями других городов Украины) еще податься? Ведь не в зашмыганные украинские кафе, хозяева которых умеют разве что жаловаться на жизнь, зачастую оправдывая этим собственную лень и необразованность. И хотя в день открытия у дверей "МакДональдса" на Дерибасовской ожидаемого "нашествия" страждущих посетителей не случилось (а заготовленные на всякий случай ограждения вскоре были убраны за ненадобностью), но первые дни работы ресторанов показали стабильный поток посетителей. Тем самым пополняя еще один успешный проект в списке "Империи McDonald's", размах которой действительно впечатляет. Каждые шесть часов компания открывает в мире новый ресторан, а общее число их посетителей за день достигло 35 миллионов. И при всем этом секрет успеха кроется вовсе не в какой-то особенной пище или изысканных блюдах, а исключительно в работе рекламистов, сумевших создать из обычных бутербродов чуть ли не глобальное явление, а не менее профессиональные маркетологи разнесли его по всему миру.

В Украине создано уже 17 фирменных ресторанов, в нынешнем году планируется открыть еще 16 новых. Объем инвестиций достиг 40 миллионов долларов. О величине годовой прибыли, которую компания планирует ежегодно получать из Украины, когда подойдет время окупать свои затраты, спрашивать не принято. Но очевидно, что планы исполнятся, тем более в условиях отсутствия хоть какой-то конкуренции со стороны отечественных производителей. Так что пока остается порадоваться, что теперь и наша индустрия общественного питания получила возможность поучиться тому, как следует работать на современном уровне. И при этом даже не выезжать на стажировку.

Итогом усвоенных уроков, возможно, будет быстрое появление у международных монстров бизнеса достойных отечественных конкурентов.

Алексей ЧУКОВ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка