К оглавлению номера
К оглавлению

Записки фоторепортера

Михаил Рыбак

МОЯ ПЕРВАЯ ПРОФЕССИЯ - ТОКАРЬ

В свое время чуть ли не обязательным правилом в нашей жизни было шефство. Шефствовали заводы над колхозами, наставники - над молодыми рабочими, театры - над предприятиями. Театр музыкальной комедии, например, шефствовал над заводом радиально-сверлильных станков (ныне станкостроительное ПО). А это значило, что периодически группы (или так называемые бригады) аристов выезжали на завод с небольшими концертами, которые проводились в заводском клубе, а иной раз даже в цехах во время обеденного перерыва.

Но бывало и так, что весь заводской коллектив с семьями приглашался в театр на премьеру по случаю праздников, юбилеев. В какой-то день 1963 года, оказавшись на знаменитой "радиалке", я узнал, что во время обеденного перерыва в механическом цехе будет концерт артистов театра музыкальной комедии или, как все его попросту называли - оперетты. И хотя шефские концерты не оплачивались, в них охотно участвовали некоторые популярные артисты. И, как правило, постоянным участником таких концертов и встреч был любимец публики, ныне народный артист Украины Семен Крупник. Когда закончился концерт, к нему подошли рабочие, и завязалась беседа. Удивлялись, когда услышали, что артист прекрасно разбирается в их рабочих профессиях. И ПОСЫПАЛИСЬ ВОПРОСЫ.

- Дело в том, - отвечал Семен Самойлович, - что первой профессией в моей жизни была профессия токаря.

И рассказал, что в послевоенные годы закончил техникум по механической обработке металлов в подмосковном городе Ступино, а затем более двух лет работал токарем в одном из цехов ступинского авиационного завода.

- А теперь можете включить, подготовить к работе станок, - поинтересовался с ехидцей кто-то из маститых токарей.

- Могу даже выточить деталь вам на память, - принял вызов артист.

А когда ему вручили металлическую болванку и чертеж, Крупник спокойно подошел к токарному станку и уверенно приступил к работе. Не помню, сколько пар глаз следили за каждым его движением, но на лицах рабочих читалось одобрение, если хотите, даже какое-то молчаливое уважение. Готовую деталь рассматривали со всех сторон токари разных поколений и даже мастер участка, а потом замеряли штангелем, цокали языками, пожимали руку своему "коллеге".

- Да, сработано отлично, - заметил уже знакомый мне голос. И разошлись по рабочим местам. А мне хотелось узнать, как токарный станок привел Семена Самойловича на сцену.

- А и в самом деле привел токарный станок, - отпарировал Крупник, - я ведь тогда на авиационном был 19-летним парнем, и увлекла меня художественная самодеятельность. А потом решил поступить в Московское театральное училище имени Щукина. И таки-да поступил - закончил он совсем по-одесски свой короткий рассказ.

А спустя какое-то время судьба забросила его на Урал, но уже в театральную труппу. И лишь спустя многие годы одесситы увидели талантливого артиста на сцене нашей оперетты.

А потом был совсем недолго проживший муниципальный театр "Ришелье", с ведущими ролями Семена Крупника. А теперь прекрасный драматический артист радует зрителей Русского драмтеатра.

Все, кто хоть когда-нибудь общались с Семеном Самойловичем, знают его и как заядлого фотолюбителя. Он был редактором и творцом всех фотогазет, посвященных каждой театральной премьере, бенефисам и юбилеям коллег - артистов. Увлечение фотографией, как и любовь к искусству всех жанров, он передал своим сыновьям - Михаилу и Андрею. А свою первую профессию - токарное дело - забыть невозможно.


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка