К оглавлению номера
К оглавлению


 ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ПРОФЕССИИ 

В Одессу он приехал в 1963-м уже заслуженным артистом России (тогда РСФСР). На Украине, в Одессе, ему вскоре было присвоено народное звание ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ, КУМИР МОЛОДЕЖИ. Красавец, ну просто - киногерой (что вскоре подтвердила жизнь), замечательный театральный актер, с нестандартным видением, нестандартной трактовкой ролей (о его Меркуцио видные шекспироведы отзывались, как о неком откровении), он покорил Одессу, молодежь шестидесятых прежде всего, своими режиссерскими работами, выбором репертуара, пьес, в которых речь шла о свободе и несвободе, пьес, которые, мягко говоря, были нерекомендованы к постановке.

Первой постановкой и победой БОРИСА ЗАЙДЕНБЕРГА в Одессе стала пьеса "Человек со звезды", потерпевшая крах в столицах и признававшаяся крамольной. А затем появился спектакль "ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ"... Спектакль, билет на который можно было достать лишь с рук, за 5 рублей (немало по тем временам) и на который бдительный критик отозвался рецензией "Поговорим о странностях репертуара", где ставил вопрос: "К чему призывает режиссер Зайденберг?"

Но о Борисе Зайденберге лучше всего поговорить с БОРИСОМ ЗАЙДЕНБЕРГОМ, а нам остается только добавить, что на счету у доцента Одесской консерватории, режиссера-постановщика Одесской оперной студии, заслуженного артиста России, актера и режиссера Бориса Зайденберга на сегодня в послужном списке около 100 ролей, сыгранных на подмостках разных театров, 40 киноролей и 40 поставленных спектаклей. 41-м стал спектакль- композиция "АКТЕР" по Антону Павловичу Чехову, поставленный Зайденбергом к своему юбилею и сыгранный им 21 и 22 мая на сцене Русского драматического театра им. Иванова.

- Это правда, что ваш отец воспринял как беду желание сына стать актером?

- Это непонятно откуда родившаяся байка. Отец очень любил театр и не только не противился моему желанию, но благословил меня и всю жизнь гордился и радовался моим успехам. Скорее, мама, кстати, тоже любившая театр, противилась моему выбору. Она считала, что актер - это не профессия, что сначала нужно овладеть каким-то ремеслом. По большому счету, она была права. Знаете анекдот?

- "Где вы работаете?"

- "В театре".

- "Нет, в театре вы играете, а я спрашиваю, где вы работаете?".

Так вот, профессия актер - зыбкая профессия. Я не говорю о, не дай Бог, несчастных случаях... Я и детям своим твердил: научитесь сначала что-то делать своими руками, а потом занимайтесь искусством.

- Но для себя вы вовремя вывод не сделали?

- Нет, мы умнеем с годами: "Если бы молодость знала, если бы старость могла!".

- А кстати, о "ручном труде" - вы ведь лепите очень талантливые шаржи из пластилина. У вас большая коллекция?

- Нет, я все раздариваю своим персонажам. Самая большая радость видеть, что ты доставил радость кому-то.

- Вернемся к началу разговора. Когда и откуда пришло желание стать актером?

- Откуда у меня появились представления о театре, я понятия не имею. Но уже в 5 лет, когда мама с отцом уходили, а я оставался с тетей, я залезал под стол и там устраивал театр, моими зрителями были тетя Феня и сестра. Я во что-то наряжался, "играл" - рассказывал им сказки. В театр я ходил уже школьником, в наш одесский ТЮГ (Театр юного глядача), нас водили всем классом, и мы пересмотрели много спектаклей. А в Русский театр я попал впервые в 39-м, меня повела туда моя тетя, она много со мной возилась, воспитывала меня, и поход в театр был подарком после моей тяжелой болезни - я болел скарлатиной. Смотрели мы спектакль "Сентиментальный вальс" - с Буговой, Агеевым и Волковым. На всю жизнь у меня остались неизгладимые впечатления. Я и сейчас все помню, даже место, где мы сидели: в 29 ряду, сбоку, в конце...

- Какой институт вы закончили?

- Ташкентский театральный институт. Мне очень повезло. В этом институте были и свои замечательные педагоги, а тут еще получилось, как говорилось в фильме "Два бойца", "кому война, а кому - мать родна". Началась кампания против "космополитов". Всех неугодных советской культурной элите высылали из Москвы и Ленинграда. Так в Ташкент попали замечательный шекспировед Морозов, Григорьев, Вишневская, Фрейкин... Многие... Они преподавали нам историю театра, историю литературы, мастерство актера преподавал Мартьянов. Очень много нам дал Гинзбург, отец Евгения Гинзбурга...

- Когда пришло желание стать режиссером?

- "Режиссурой" я занимался, когда устраивал спектакли еще в дворовом театре. В школе в 14 лет поставил "Маскарад". Сыграл Арбенина. С 15 лет работал в театре во вспомогательном составе... Я и поступал на режиссерский, но один педагог мне сказал: "Если вы хотите стать режиссером, то, не зная толком театр, в 17 лет поступать на режиссерский не стоит. Станьте сначала актером, познайте существо этой профессии, существо театра". И я не жалею, что послушался этого совета.

- Вы актерский режиссер?

- Я очень люблю акторов. Я стараюсь всегда дать им как можно больше, дать свое понимание жизни, сцены... Актеры - очень зависимые люди, они зависят от режиссера, от дирекции театра. Получают удивительно мало, актером становятся не из- за заработков, а из любви к искусству, любви к театру. И хочется им как-то компенсировать их бескорыстную любовь и самоотдачу, компенсировать духовным ростонаполнением, отношением к ним.

(Окончание следует.)

Вдет беседу Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка