К оглавлению номера
К оглавлению

200-ЛЕТИЮ А.С. ПУШКИНА ПОСВЯЩАЕТСЯ

 ЗАБЫТОЕ ИМЯ 

4. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЭТА

(Продолжение. Начало в NN 19-21.)

15 августа (по старому стилю) 1804 г., в Твери, в семье статского советника Григория Алексеевича Теплякова родился сын, названный Виктором. Мать будущего поэта, Прасковья Агеевна Свечина, наблюдая своего младшего отрока, дивилась его яркой фантазии, развитой не по годам мечтательности.

"Благотворная фея" мечты часто навещала впечатлительного мальчика. Пройдут годы, и Тепляков нередко будет вспоминать те дни, "когда, бывало, ты мне мелькала в златых лучах денницы красной; когда в лугах язык согласный певцов речных иль волн морских ты объясняла, о фея, мне, когда на дне речном казалась домом духов, ряд стен зубчатых, чудес палаты из облаков..."

Обстановка в доме родителей во многом способствовала поэтическим наклонностям юного дарования. В стихотворении "Странник" Виктор Григорьевич такими словами описывает свое детство: "...и родной весны цветы златые, родной зимы снега седые, рассказы няни, игры дев, косца знакомого напев, знакомых пчел в саду жужжанье, домашних псов далекий лай, родных потоков лепетанье...".

Но детство быстро проходит, а с ним что-то очень привычное, родное, щемящее сердце. Прощай, родительский дом. Теплякова отправляют в Москву на учебу в благородный пансион при университете. Муза не покидает талантливого юношу, хотя казенная обстановка тяготит, нет настоящих друзей, на душе тяжело, и хочется многое сказать.

Первые стихотворные пробы - об одиночестве, ушедшем детстве незбыточных грезах. Начинающий поэт мечтает о переменах, и они настают.

В 1820 году Тепляков поступил юнкером в Павлоградский гусарский полк. Надо отметить, что это воинское подразделение считалось привилегированным. В полку служило немало прекрасно образованных офицеров. Виктор Григорьевич близко сошелся с П.П. Кавериным, удивлявшим своим экстравагантным поведением, блестящим умом и искренней гордостью за дружбу с Пушкиным.

Каверин ввел Виктора Теплякова в одну масонскую ложу. Для молодого человека знакомство с масонами, возможно, было данью моды, а быть может, поиском чего-то необычного.

Военная служба Теплякова не прельщала, и уже в 1824 году он оставляет полк и переезжает в Петербург. В столице Виктор Григорьевич знакомится с некоторыми деятелями Северного тайного общества, будущими участниками бунта 14 декабря 1825 года.

Восстание декабристов разгромлено. Начались аресты и допросы. Каким-то образом следователям стало известно о связях Теплякова с инсургентами. Виктор Григорьевич был арестовы.

Согласно семейному преданию, Тепляков на вопрос священника: присягал ли он императору Николаю I, ответил отрицательно. А тут еще при обыске у него обнаружили вещи, уличающие в нем члена масонской ложи. И хотя масонство Теплякова было скорее символическим, власти заключили его в Петропавловскую крепость.

Отныне жизнь узника превратилась в сплошной кошмар. В стихотворении "Затворник" (1826 г.) Тепляков вспоминал:

Здесь шум единый - ветра вой, На башне крик ночного врана, Часов церковных дальний бой, Да крики стражей, да порой Треск заревого барабана...

Казематы, где обычно содержались государственные преступники, более напоминают склеп:

А в сей пучине - мрак сырой; Здесь хлад осенний и весной Всю в жилах кровь оледеняет...

Двадцатидвухлетний отставной поручик потрясен. Он не знал, за что его без суда и следствия посадили в крепость. Какое преступление совершил?

...19 ноября 1825 года, в Таганроге, внезапно скончался Александр I. Большинство подданных огромной империи расстеряно. Лишь считанные лица знали, что престол унаследует Николай Павлович, брат почившего в Бозе императора. Армия, чиновники спешно присягают на верность Константину Павловичу, претенденту на русский трон, не ведая, что сей великий князь давно отказался от короны, предпочитая наслаждаться своей нецарских кровей красавицей женой и любовницами.

Именитые заговорщики, воспользовавшись неразберихой, 14 декабря вывели полки на Сенатскую площадь, но потерпели поражение.

Николай I приступил к суровой расправе с восставшими. 13 июля 1826 года, когда В.Г. Тепляков все еще отбывал наказание в Петропавловской крепости, неподалеку, на валу кронверка этой самой знаменитой тюрьмы, были повешены пятеро главных бунтовщиков. Многие сотни участников движения сосланы, разжалованы, отправлены на каторгу, гнили в острогах.

В случае с Тепляковым, по всей вероятности, сработал проверенный веками российский принцип: "лес рубят - щепки летят". Виктор Григорьевич, конечно, декабристом не считался, а его масонское прошлое, хотя и вызывало подозрение, опасности для трона не представляло. И все же, на всякий случай, его посадили.

Изнеженный и не отличающийся хорошим здоровьем, бывший офицер Павлоградского полка тяжело заболевает. Теплякова переводят в госпиталь, где его, несмотря на сомнительный статус, усердно лечат.

Надо полагать, что родственники Виктора Григорьевича не сидели сложа руки. Они писали на высочайшее имя слезные письма. Как бы то ни было, но Теплякова, оправившегося от недуга, по императорскому повелению отсылают в Александро- Невскую лавру на церковное покаяние. В то время была и такая форма наказания.

Хоть и знаменита лавра, основанная самим Петром Великим в 1710 году в память побед Александра Невского над шведами, особой радости это известие не принесло.

Канцелярия лавры получила следующее предписание: "1. Поручика Теплякова из монастыря никуда и ни под каким предлогом не отпускать. 2. Иметь бдительнейшее за ним смотрение, поместив на жительство с каким-нибудь благоразумным и благочестивым иеромонахом или иеродиаконом в одной келье..."

15 июля 1826 года Теплякова переводят из тюремного госпиталя в монастырь. Но и в лавре Виктор Григорьевич чувствует себя худо. Однообразное существование в монастыре в окружении лицемерных служителей Бога, оторванный от жизни и возможности творить, делали такое наказание невыносимым.

Тепляков решается на отчаянный шаг: обращается непосредственно к Николаю I с просьбой о прощении. Молодой человек не желает быть заживо похороненным; уж лучше смерть, чем монашеское прозябание.

Многие считали: новый император суров, но справедлив. Николай I знал о подобных толках и время от времени подбрасывал пищу для таких разговоров. Он разрешил женам осужденных декабристов отправиться к своим мужьям, облегчил участь некоторым опальным офицерам, собственной персоной пытался вникнуть в творчество великого Пушкина...

Тепляков просил о милосердии. Он и так порядком настрадался за свои юношеские грехи, и царь внял его мольбе. Виктору Григорьевичу разрешалось покинуть ненавистную лавру и отправиться на жительство в Херсон, правда, под надзор полиции.

Теперь - на юг, в херсонские степи, что, конечно, намного лучше, нежели гнить за толстыми монастырскими стенами.

И. ШКЛЯЖ, доктор исторических наук, профессор.

(Продолжение следует.)


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка