К оглавлению номера
К оглавлению

ВЕЛИКИ БОГАТСТВА, НО НЕ БЕЗГРАНИЧНЫ

Вот и заканчивается сезон лова дунайской селедки. Путина, начавшаяся с середины марта, так и не порадовала рыбаков удачей. Старики говорят, что такого "неурожайного" года они не помнят лет двадцать. Основной приметой отсутствия "дунайки" с самого начала было очень малое ее количество, попадающееся в сети, - буквально несколько штук. Но это были очень крупные рыбины.

Помимо природных условий выживания - естественных, препоны для появления обильного потомства ставит и сам человек. Как сообщает инспектор Усть-Дунайской инспекции рыбоохраны М. Булгару, система рыбозащиты возле насосных станций или в неисправном состоянии, или вовсе отсутствует. Мощные насосы затягивают сотни особей мелкого молодняка за час.

Свою разрушительную лепту вносят и браконьеры. В Килие они сидят чуть ли не под каждой вербой, у них изымают "пауки", "живодеры" и прочие орудия незаконного лова. Армия их беззастенчиво растет, пополняясь приезжими и иногородними арендаторами лодок. Очень много икряной рыбы оказалось на алчных куканах нелегальных добытчиков. Но неужели всю рыбу перевели нарушители?

Как объяснил голова Килийской райгосадминистрации А.М. Гордиенко, сложность в том, что не удается проконтролировать общий вылов рыбы, и "дунайки" в частности. В районе есть три рыбколхоза, где официально работают 786 человек. Весь тоннаж, добытый ими, учитывается и сдается на Вилковский, Белгород- Днестровский или Измаильский заводы. Только в этом году доводилось сдавать едва-едва полторы тонны.

Поэтому на путине можно было обходиться примерно полсотней лодок. Их же на Дунае бывало и сто, и двести, и более. Откуда они и кого обслуживают?!

Оказывается, на реке масса неучтенных лодок. Силовые структуры борются с печальным экономическим явлением, накладывают на браконьеров громадные штрафы, но справиться с этой армией ловкачей не в состоянии. Частники самовольно тралят любой участок реки и применяют какие угодно способы вылова.

Лицензию на право ловить им дают без проблем в Киеве. Поэтому владельцем лодки может быть каждый желающий и имеющий не такую уж и крупную сумму, чтобы уплатить за лицензию, за лодку и причал с куреньком и пограничникам за возможность выхода на воду. Техосмотр пройти тоже нетрудно. Арендатор не обязан сам восседать за румпелем своего плавсредства. Он может нанять какого-нибудь местного безработного, и тот с удовольствием будет тянуть селедку и сдавать ее хозяину за наличку или скупщикам, ждущим в кустах. Через двадцать-тридцать минут настигший его катер рыбоохраны может увидеть только пустой баркас и наигранное раскаяние браконьера, что доставил столько пустых хлопот начальству. Нет улики - как задержишь?

Получается как бы законное браконьерство: приобрел лицензию - и разоряй водное богатство. Вот если бы право лицензировать, а значит, и вести учет, было предоставлено местной администрации, тогда можно было бы в значительной мере пресечь зло анархии разора. Но, увы, таких полномочий у килийских властей нет.

Поэтому нищает край изобилия.

Василий ГОРБУНОВ.


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка