К оглавлению номера
К оглавлению

Михаил РЫБАК

ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА

На Монмартре, в богемном районе Парижа, встречаются поэты, писатели и журналисты, музыканты и артисты. И все- таки главная достопримечательность этих живописных кварталов французской столицы - художники. У большинства из них свои постоянные места, где устанавливают мольберты, подставки для готовых картин, стул и столик. Здесь же, под открытым небом создают они свои произведения и тут же выставляют их для обозрения, а если будет оказия, и продажи.

Одни пишут свои картины масляными красками, другие на белых плотных листах картона рисуют угольками, разноцветными карандашами. Разные вкусы, разные стили - кто во что горазд. Есть среди них очень даже интересные и по замыслу, и по исполнению. И многие парижане приходят в эту необычную картинную галерею и своеобразную мастерскую на пленере, чтобы не только посмотреть, но и кое-что приобрести.

В летние ночи некоторые художники не покидают своих мест и ранним утром встречают сначала рассвет, а потом почитателей живописи, среди которых могут быть и покупатели. Они нередко приезжают в Париж из Германии, Бельгии и других соседних стран для того, чтобы приобрести картину-другую на Монмартре. С перевозкой картины через границу у них нет никаких проблем, ибо таможенные службы стран Западной Европы интересует прежде всего наличие наркотиков и оружия. А картины, чековые книжки, любая валюта в любом количестве - дело сугубо личное. Если, конечно, не произошло крупного хищения банка и нет предупреждения о розыске.

Меня на Монмартре привлекали прежде всего сами художники, их позы, состояние, одежда.

Вот стоит у мольберта с кистью в руке огромный такой толстяк почти двухметрового роста весом не менее десяти пудов в широкополой светлозеленой шляпе. И хотя рука с кистью вытянута вперед, пузо почти упирается в мольберт. В двух метрах от него - худощавый брюнет с вьющимися колечками волос на узеньком лобике. Он то и дело тыльной стороной левой руки вытирает капельки пота со лба, а правая рука перебирает в стоящей на столике коробке карандаши. А вот склонили друг к другу головы двое - шевелят губами, разглядывая полотно на мольберте. Руки так и ходят влево- вправо, лица серьезные - что-то важное обсуждают.

А вот еще один - квадратная крупная голова, которую венчает широкий бежевый берет, прочно посажена на широкие плечи. На массивной шее - завязанный на два узла широченный красный с белыми кружочками шарф. А руки то пребирают тюбики с краской, то вдруг выдавливают содержимое. А этот в серо- белом изрядно потертом парусиново-джинсовом костюме присел на корточки и внимательно созерцает выстроенные в ряд прислоненные к противоположной стене готовые живописные полотна. Его ли, кто знает?

А вот и женщина пристроилась у стеночки. Маленькая костлявая ее фигурка согнута вопросительным знаком. Рисует угольками сосредоточенно, высунув и прикусив лилово-красный острый кончик язычка.

Небольшой, до сотни метров, квартал перенасыщен художниками и их произведениями. Эта живописная картинная галерея продолжается за углом в маленьком скверике. Совсем как в Одесском городском саду.


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка