К оглавлению номера
К оглавлению

Записки фоторепортера

Михаил Рыбак

КОРАБЛЬ МЕНЯЕТ ПРОПИСКУ

В 1968 году вся страна широко отмечала 50-летие Ленинского комсомола. В самых высших партийных инстанциях было принято множество мудрых решений, повсюду проведено сотни мероприятий и, конечно же, подготовлено по традиции огромное количество юбилейных подарков. ЦК КПСС утвердил идею ЦК комсомола о создании "комсомольской серии" сухогрузных морских судов. Строить эти теплоходы доверили коллективу Ленинградского судостроительного завода имени Жданова, конструкторское бюро которого в сжатые сроки разработало проект теплоходов-близнецов, и вскоре закипела работа в корпусном цехе. Уже через год был спущен на воду теплоход "50-летие ВЛКСМ", вслед за ним появился на стапеле "Комсомольская правда", а через какое-то время начали собирать для Черноморского пароходства сухогруз "Одесский комсомолец". Мне предстояло рассказать и показать читателям все, что будет возможно, о его рождении и первых днях жизни. Мы вылетели в Ленинград весной 1971 года - я и инструктор комитета комсомола морского транспорта Валерий Замрий. Судостроители приютили нас в своем общежитии, а в ближайшие выходные дни мы знакомились с достопримечательностями одного из красивейших городов Европы, с его уникальными улицами и зданиями, музеями. Прежде всего устремились в Эрмитаж, побывали даже на борту легендарного крейсера "Аврора", обедали в шикарном ресторане на Невском проспекте, где подавали не только семгу и недоступную простым смертным сырокопченую колбасу, но и такие деликатесы, как блины с черной и красной икрой.

Все рабочие будни проводил то в корпусном цехе, то у конструкторов, то на сборке.

Фотографировал, записывал беседы с рабочими, инженерами, мастерами и начальниками цехов, участков. Накопливал материал для серии фоторепортажей, которую задумал еще в Одессе. Хотел увидеть, узнать как можно больше, подробнее о том, как строят корабли. "Одесский комсомолец" был тогда только в зачатии, но уже планировалась примерная дата его рождения, спуска на воду. Мы вернулись в Одессу с надеждой снова побывать в этом огромном "родильном доме", чтобы увидеть появление на свет божий нашего сухогруза, над которым уже взяли шефство комсомольцы нескольких одесских предприятий, и не только морского профиля. Ибо это должен был быть наш "семейный" теплоход, наша гордость.

На торжественный спуск "Одесского комсомольца" мы поехали в Ленинград втроем: энергичный боевой секретарь комсомола Черноморского пароходства Георгий Гонта, секретарь комсомольской организации одного из профтехучилищ Нелли Червоная, которую обком комсомола назначил "крестной мамой" корабля (вековая традиция!) и я - фотожурналист молодежной газеты. Меня многие судостроители уже знали по первой встрече и старались во всем помочь. А нужно было мне совсем немногое: только удобное место для обозрения, фотосъемки. Казалось бы, что может быть проще, но задача оказалась сложной. Ибо на торжественный спуск судна на воду собираются рабочие всех цехов, заводские служащие, в общем, не менее полуторы тысячи пассивных зрителей. Так что пришлось занять место на прожекторной вышке. Спуск на воду каждого корабля - это праздник всех судостроителей, очередная трудовая победа.

На горизонтальном стапеле удобно устроился наш "Одесский комсомолец", и все ждут команды, после которой судно начнет медленно скользить по направляющим к воде. Но спуск на воду это лишь очередной этап рождения теплохода, ибо уже на плаву он проходит всевозможные испытания, а специальные бригады занимаются отделкой, оборудованием кают экипажа, штурманской рубки, камбуза и прочих служебных помещений. А пока двое рабочих привязывают к серому канату бутылку с шампанским и конец этого каната вручается Нелли - "крестной маме" корабля. А вокруг нее уже собираю десятки касок - оранжевых, белых, синих. Рядом со стапелем поднялась и резко опустилась чья-то рука, и наша Нелли, согласно полученной инструкции, дергает конец каната. И уже не слышно гомона голосов, замерла людская масса, и в этой тишине раздается совсем мирный взрыв - взорвалась, ударившись о металлический борт, бутылка, и белая пенистая жидкость полилась по коричневому металлу. А через полчаса, медленно сползая по стапелю, судно было уже на плаву. И тут заголосил мощный духовой оркестр, заглушая аплодисменты, выкрики "урр-а-аа". Все это было интересно, зрелище бесподобное. Но едва мы прибыли в Одессу и я сверхоперативно положил на стол редактору первый фоторепортаж о знаменательном событии, как услышал из его уст разочарование: "Да куда ты спешишь? Успокойся!" И после небольшой паузы: "Дело в том, что этот материал нам публиковать не рекомендуют, - и, указав пальцем в потолок, добавил: - Сверху не рекомендуют". Только на следующий день от сотрудников обкома комсомола я узнал, что, "идя навстречу пожеланиям шахтеров", наш теплоход переименовали в "Комсомолец Донбасса", и отправится он не в Одесский порт, а в порт Жданов Азовского пароходства. Было обидно, но все-таки мне повезло: я увидел, как строят корабли. А черноморские моряки предназначенного им корабля так и не увидели. И только сегодня, спустя 18 лет, мне удалось опубликовать фото стоящего на стапеле и готового к спуску на воду "Одесского комсомольца".


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка