К оглавлению номера
К оглавлению

 ЭТО НУЖНО - НЕ МЕРТВЫМ!
ЭТО НАДО - ЖИВЫМ! 

(Окончание беседы с членом ЦК Международного союза воинов и партизан - ветеранов и инвалидов войны против фашизма, адвокатом ЯКОВОМ МАНИОВИЧЕМ. Начало в N 19)

- Я помню митинг на открытии мемориала на Площади памяти погибших евреев, он был грандиозный. Это говорит о том, что не только руководство, но и народ принял сердцем вашу идею.

- Безусловно! И не только евреи. К памятнику на Площади и к алее Праведников простые украинцы приходят даже чаще, чем боссы из многочисленных еврейских организаций города. Печально, но ученики еврейской школы мало знают о прошедшей трагедии, они к ней безразличны. В какой-то мере это характерно и для израильских подростков... Своих внуков я воспитываю по другому: они знают о Холокосте, о дороге смерти, о гибели их прабабушки, моей матери Розы. Почему о мемориале должно заботиться только руководство коммунальным хозяйством города? Почему не закрепить за каждым учеником 6- 7 класса еврейской школы по одному деревцу Праведника Мира, чтобы, ухаживая за ним, дети отдавали долг благодарности скромной украинской женщине, которая, рискуя собой, спасала от гибели евреев?! Я вспоминаю рабочих, строивших мемориал... Вот когда были трудности: сырая, холодная погода, не схватывался цемент, не так уж высока была оплата... Но как работали эти люди, как их вдохновляла идея создания такого мемориала! Низкий поклон и благодарность им.

- Я слышала, что имели место акты вандализма?

- Я об этом узнал из Америки. Одесситы меня не хотели огорчать. Все срочно привели снова в надлежащий вид. Хотя мне жаль, что не оставили как есть: это было бы наглядным уроком того, чего еще можно и нужно опасаться. Я как-то встретил на Молдаванке моих бывших "клиентов"-уголовников. Они уверяют, что это дело рук хулиганствующей шпаны, а не серьезных преступников. Вообще на аллее Праведников все деревца практически целы, у каждого утром 10 апреля лежал свежий цветок.

- Вы вместе с другими прошли чудовищную дорогу смерти, в Богдановке погибла ваша мать и другие близкие, вы бежали из этого ада, прятались, скитались, голодали... Вас спасли простые украинские женщины... Чего больше в вашей деятельности: личного или общественного?

- Я не различаю здесь личное и общественное. Мне не нужны знаки, восстанавливающие в моей памяти прошедшее и пережитое. Память о моей погибшей матери я чту ежедневно, ее последний прижизненный портрет у меня на столе, есть на кладбище памятник с ее именем... Но, может быть, я более остро, чем другие, воспринимаю то, что в мир возвращается нацизм - неонацизм, я более чувствителен к эксцессам, происходящим и в нашей стране, и в Украине, и в России. Мемориал - это не только, как мы мечтали, память о погибших и благодарность героическим украинским женщинам и мужчинам, спасавшим евреев, - это чувства, которые должны сохраняться в сердце будущих поколений. Но мемориал - это еще и НАБТАТ, который ежедневно, ежечасно должен напоминать, говорить людям, что ПРОШЕДШЕЕ НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ. Нельзя, чтобы люди забыли о трагедии, которую принес фашизм. Нельзя потому, что неонацизм поднимает голову. Нельзя потому, что не секрет, что вокруг Москва в сотне юношеских лагерей воспитываются громилы. Нельзя потому, что Российская дума не сумела осудить выступление Макашова, не антисимитское, а неонациское - антисимитизм лишь часть нацизма.

Сейчас у нас есть свое, пусть маленькое, государство, есть армия, тоже маленькая, но мы способны себя защитить. А весь ужас прошедшей трагедии в том, что не было ни малейшей возможности противостояния. Родители не могли защитить детей, дети - родителей. Молодежь иногда удивляется: почему мы не сопротивлялись? Что ответить выросшему свободным в свободной стране подростку? Героизм легко проявлять на фронте, в партизанском отряде, наконец, в подполье, даже в концлагере. Там рядом с тобой соратники, ты не одинок. А в те страшные времена люди оказались один на один с огромной силой, которая распоряжалась их жизнью и жизнью их близких. Невозможно представить себе картину того ужаса (представивший его себе должен быть психически нездоров), когда измученных, обессиленных и обезноженных людей как скот гнали свыше двух месяцев по степи, в которой не сбежать, не укрыться. Гон евреев пришелся на раннюю осень и зиму (в ноябре уже мело, а в декабре мороз дошел до 25о), люди были раздеты, в городской обуви - кроссовок тогда и не знали. Разве может нормальный человек представить себе картину: матери, швыряющие через заборы своих детей в надежде, что подберут их добрые люди и спасут. А в самой Богдановке? Там ведь был не трудовой концлагерь, как в Освенциме или Дахау, где использовался каторжный труд людей с их последующим уничтожением. Это был лагерь немедленного уничтожения. Людей без еды и питья, раздетых, больных согнали в один тесный загон. Среди обессиленных завшивевших людей сразу начался мор. Те, кто не пали или не были убиты по дороге, стали быстро вымирать. Уже после первой ночи пришлось вытаскивать трупы и складывать их штабелями. Румынам не нужно было даже тратить пули: голод, холод и болезнь быстро делали свое дело...

- Вы рассказывали, что после побега видели издали зарево над бараками, когда заживо сжигали тех, кто не успел умереть сам?..

- Это были даже не бараки, а клетки для свиней - там была свиноферма. В Богдановке погибло свыше 200 тысяч человек.

Я был в числе тех, кто читал составленные румынами акты. Позже румыны сами испугались последствий - ведь стало ясно, что блиц криг, на который рассчитывали немцы, не состоялся. Поэтому последующие репрессии были уже помягче. Тех евреев, которые не попали в первую партию, отправляли в гетто. Истории гетто в Ахметчетке, Мостовом, Доманевке - это страшные истории, но они уже другие.

- Вы пятый год приезжаете в Одессу. Будем надеяться, что здоровье позволит вам еще много лет приезжать с вашей благородной миссией. Но видите ли вы себе преемника, человека нового поколения, который будет болеть той же болью?

- Я уверен, что и в новом поколении найдутся люди, способные понимать, что ЗАБЫВШИЙ ПРОШЛОЕ НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ БУДУЩЕГО. Они будут чтить традиции, будут отмечать и день памяти погибших евреев, и наш светлый одесский праздник - День освобождения города, и великий еврейский праздник, праздник для всего прогрессивного мира - 9 мая, День Победы над фашистской Германией, будут помнить все, что связано с еврейской историей. Ведь, кроме системы еврейского воспитания, есть человеческая передача из поколения в поколение памяти о пережитом. Но если люди забудут об этой величайшей трагедии, то она повторится! Повторится геноцид. К счастью, люди стали понимать, что ЧУЖОЙ БЕДЫ НЕ БЫВАЕТ! С евреев только начинают, а затем беда приходит и к другим народам, гибнут все подряд.

А созданный мемориал перерос национально-религиозные рамки. Он ведь создан и в память о погибших евреях, и в честь украинских героинь. Это общенародный мемориал, и потому к нему с уважением относится все население города. На наши митинги приходит украинцев больше, чем евреев. И характерно то, что после военного парада все воины и ветераны с площади 10 Апреля идут на Площадь памяти и к аллее Праведников Мира на наш митинг.

Вела беседу Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка