К оглавлению номера
К оглавлению

СТАНУТ ЛИ НОВЫЕ АРХИТЕКТОРЫ
СОЗДАТЕЛЯМИ НОВОЙ ОДЕССЫ

Любое время и любая эпоха оставляют свой отпечаток на улицах каждого города с помощью архитектуры. Старый миф об Одессе, как о "городе-жемчужине у моря" во многом обязан прежде всего мастерам-архитекторам прошлого века, создавшим новый город с помощью новых и свежих для того времени разработок европейского градостроительства. Но времена изменились, и большая половина нынешнего века запечатлела на улицах Одессы лишь уродство и безвкусицу, явив на свет целые районы, лишенные какого-бы то ни было намека на грамотность и творческий подход у их разработчиков. К сожалению, одесское градостроительство последнего десятилетия (уже во времена новой, независимой Украины) в основном лишь продолжает "традиции" пресловутых хрущевок и безликих однотипных многоэтажек, а граница между строительством и архитектурой, как таковыми, кажется достигла размеров целой пропасти.

Между тем во всем мире можно отыскать тысячи доказательств того, как именно искусство архитектуры создавало неповторимость города, принося при этом ощутимую выгоду толи возросшим имиджем или наплывом туристов. Но у нас, в Одессе, на пороге третьего тысячелетия продолжают штамповать бездарные подобия памятников и "втыкать" где попало блочные однотипные дома. Ситуация может измениться лишь тогда, когда наконец последует отказ от многолетней практики строить что попало и станет востребованной профессия архитектора.

Хочется надеяться, что за этим будущее нового, современного облика Одессы, а создавать его предстоит архитекторам, которые сегодня, возможно, только разрабатывают свои учебные проекты за студенческой скамьей. Поэтому интерес "прикосновения к будущему" вызвала первая большая выставка дипломных проектов студентов архитектурного института Одесской академии строительства и архитектуры, открывшаяся в Художественном музее. Среди них можно увидеть проекты реконструкции гостиницы "Большая Московская" Н. Шаминой, проект парка аттракционов и аквапарка Т. Кордюковой и Н. Фединой, комплексный проект реконструкции Греческой площади Д. Повстанюка и М. Повстанюка... Но смогут ли они стать реализованными или же пополнят долгий список талантливых архитектурных разработок, которым так и не суждено было осуществиться? На этот и другие вопросы отвечает директор архитектурного института ОГАСА действительный член Украинской академии архитектуры Валерий Уренев.

- Были ли в вашей практике случаи, когда дипломные проекты становились основой для их реального воплощения?

- Дело в том, что все наши дипломные проекты на 90 % выполняются по реальным программам. Мы берем реальные условия и ставим перед нашими дипломниками цель: они должны работать с конкретным материалом. Поэтому когда мы устраиваем ежегодный конкурс проектов или выставляем их, как на нынешней выставке, к нам приходям не только студенты и сотрудники академии, но и заинтересованные городские лица. К примеру, когда мы делали проект реконструкции гостиницы "Большая Московская" к нам обратились представители Управления коммунального хозяйства с просьбой взять на себя разработку проекта и реконструкцию. Сейчас мы также имеем возможность внести свой вклад в предстоящее празднование 100-летия Одесского художественного музея и на общественных началах разработаем проект реконструкции музея с учетом его потребностей и современных перспектив.

- Есть ли надежда, что лучшие из тех проектов, которые представлены на выставке, будут реализованы?

- Конечно же, дипломный проект - это что-то большее, чем эскизный проект, но в то же время еще не рабочие чертежи и по ним невозможно строить. Однако потенциал нашего института позволяет разрабатывать проекты любого уровня и любой стадии: от эскизных и научно- исследовательских проработок до рабочих. Мы готовы сегодня принять любого инвестора, который к нам обратится, поэтому если будут такие предложения, то, безусловно, проекты могут быть проработаны и воплощены.

- Есть ли уже какие-то результаты этой выставки и какие надежды на нее возлагаются?

- Результатом служит уже то, что мы не замыкаемся в своем узком кругу, поскольку творческая профессия всегда должна быть на виду. Выставку увидят профессионалы, люди, которые болеют за город, и мы надеемся, что таким образом привлечем внимание тех, кто любит Одессу и заинтересован в том, чтобы ее архитектура выглядела красивой. Потому что обидно видеть, как сегодня проектируются и строятся здания, которые, к сожалению, не представляют из себя никакой ценности. Поэтому городские власти должны искать возможности и использовать рычаги управления, чтобы при строительстве зданий их архитектура была более достойна. В Одессе, конечно же, появляются интересные здания. Это, к примеру, ряд жилых домов на проспекте Шевченко, в Лермонтовском переулке или возле парка Шевченко, но их должно быть больше, особенно в центральной, исторической части города. Поэтому мы заинтересованы, чтобы вернулись традиции, существовавшие в старые времена, когда проекты интереснейших зданий и построек отбирались на конкурсной основе, вплоть до международных конкурсов.

Трудно с этим не согласиться, но, к сожалению, реальность диктует правила. Поэтому пока остается пожелать сегодняшним архитекторам, чтобы их идеи не остались только идеями, воплощенными в чертежах, а сами они оказались бы востребованными обществом.

Олег МЕЛЬНИЧУК.


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка