К оглавлению номера
К оглавлению

1999 ГОД
ПО ВОСТОЧНОМУ КАЛЕНДАРЮ - ГОД КОТА

КАФЕ "ЧЕРНЫЙ КОТ"

Жизнь кошки рядом с человеком началась с "золотого века". Приручение ее датируется четвертым тысячелетием до нашей эры. До нас дошло изображение на камне кошки с ошейником - знаком принадлежности хозяину. Первые домашние кошки попали в Египет из Нубии, расположенной выше страны властелинов Черной земли.

По всей длине Нила домашние кошки пользовались огромной любовью, уважением и привилегиями. Их обожествляли, называли "добрыми духами жилища". Египтяне заверяли, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку. Люди повсюду уступали дорогу пушистым созданиям, а при пожаре в первую очередь выносили из дома кошку, и только после этого - вещи. Убив человека, можно было откупиться, но за убийство кошки смертная казнь была неминуема.

Трудно поверить, но из-за преклонения перед кошкой египтяне даже терпели военные поражения. В 525 году до нашей эры персидский царь Камбиз, ведя войну против фараонов XXVI династии, приблизился к границам Египта. Войско фараона, имевшее в своих рядах и греческих наемников, оборонялось отчаянно. Но тут коварные персы пошли на хитрость. Добыв необходимое количество кошек, персидские воины, шедшие в первых рядах, выставили их перед грудью вместо щитов. Отменные египетские лучники, сдерживающие врага, из боязни убить кошку прекратили стрельбу, и только тогда персы смогли смять противника.

Вывоз кошек из Египта был запрещен. Видимо, это и сказалось на медленном распространении домашней кошки по миру в те времена. До четвертого века нашей эры прирученной в широких масштабах домашней кошки не существовало - она не упоминается ни в Библии, ни в древнеиндийских Ведах.

В ранеем средневековье домашние кошки были редки и дороги, но христиане относились к ним неплохо. Например, кошка была единственным домашним животным, которое дозволялось держать в женских монастырях. Предполагают, что именно манахи "разнесли" кошку по всему европейскому континенту.

Но по мере усиления христианства религиозная борьба обострилась, и для кошки наступили черные времена. За то, что она была языческим богом, за пристрастие к ночным прогулкам, бесшумное передвижение, светящиеся ночью глаза (за все то, за что чтили в Египте) кошку объявили исчадием ада, воплощением нечистой силы, пособницей ведьм. Особенно туго пришлось черношерстным.

Негуманное, нелогичное отношение к кошке продолжалось долго: например, в бельгийском городе Иперне лишь лет сто шестьдесят назад было покончено с девятисотлетней традицией, введенной графом Болдуином Фландрским, - ежегодно, в один из дней поста, сбрасывать кошек с высокой башни.

В застенках инквизации кошек пытали с пристрастием, как людей, а так как зверьки в грехе не сознавались, мракобесы их казнили - топили или сжигали.

По всей Европе в католические праздники - на Масленицу, на Пасху, в Великий пост - словом, беспричинно и постоянно живьем жгли и зарывали в землю кошек, и все это при огромном стечении народа и с соответствующими церемониями. Существовало нелепое поверье: если замуровать кошку в стену дома или под крыльцо, крысы и мыши будут бояться и станут обходить жилище стороной.

Именно оттуда, из сумеречного средневековья, пришли к нам суеверия, связанные с кошкой: черная кошка перебежит дорогу - жди беды; ужасен кошачий чих - он вызывает зубную боль, и тому подобная чепуха. Именно средневековье приписало кошкам сверхъестественную силу, и именно с тех пор они скребут у нас на душе.

Но с другой стороны, если хвост черного кота приложить к веку - пройдет ячмень на глазу. Если кошачий чих услышит невеста в день свадьбы, то безоблачная семейная жизнь обеспечена. В Англии встреча с черным котом обещает удачу. Также приносит удачу и сулит всяческие блага присутствие кота на корабле.

В то же время в исламских странах, в противовес европейским, кошке оказывали неизменный почет и уважение, в отличие от "презренной" собаки.

На Руси кошка существовала нормально. Языческая славянская мифология не относила кошку "к нечистым". Раскопки, проводимые в Новгороде, показали, что уже с четырнадцатого века кошки были горячо любимы горожанами. И крестьянин, и купец кошку уважали за ее труд. Купцы, а особенно купчихи, вообще души не чаяли в кошках - посмотрите хотя бы на некоторые картины Федотова, Кустодиева или Репина - кошки явно были символом и витриной благополучия дома. А в восемнадцатом веке в Зимнем Дворце содержалось триста кошек, выражаясь тогдашним стилем, "для перевода мышей".

Не обошлось в истории и без курьезов. Парижские любители повеселиться собирались в одном из уголков Монмартра, в кафе "Черный кот". Изрядно порезвившись допоздна, наутро, как и положено, маялись головной болью, и слово "кот" стало символом ночной парижской жизни. Когда моду на подобные гулянки переняли в Берлине, то старое немецкое название кота "катер" приобрело новый смысловой оттенок, став синонимом слова "похмелье".

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка