К оглавлению номера
К оглавлению

Михаил РЫБАК

СКВОЗЬ ПЛАМЕННЫЕ ГОДЫ

(Окончание. Начало в N 18.)

Теплоход "Юрий Гагарин", которым руководил Ким Голубенко, возил грузы на Кубу, но лишь через многие годы все узнали, какие это были грузы. А возил наш мирный сухогруз самые современные советские ракеты, которые должны были укрепить боевой плацдарм на Американском континенте так, чтобы маленькая Куба (остров Свободы) могла в условиях "холодной" войны не бояться (или угрожать?!) великой державы США, почему-то не желающей примириться с соседствующим коммунистическим режимом.

Первого космонавта Юрия Гагарина уже в том же 1961 году приглашали в гости правители многих стран. Тогда же на борту одного из судов Черноморского пароходства появилось имя Юрия Гагарина, а сам он по решению ЦК КПСС (ибо именно там решались все вопросы) дал согласие посетить прежде всего Кубу. И будучи на социалистическом острове Свободы, вполне естественно было посетить находящееся в порту Гавана судно, носящее имя первого космонавта планеты. Герой космоса встретился не только с капитаном, но и с экипажем, и было сделано тогда немало памятных фотографий, а эта для родителей Кима была самой главной и стала навсегда семейной реликвией. Тем более что была и дарственная подпись Гагарина.

Звания Героев Соцтруда так просто не давали, а за те взрывоопасные рейсы могли бы присвоить и Героев Советского Союза. Но как объяснить такое звание морякам торгового флота в мирное время? Это значило бы громогласно намекнуть на особо важное задание в кубинских рейсах, что от народа держалось в глубокой тайне, хотя американцы, которых все это непосредственно касалось, знали все до мельчайших подробностей.

Награды членам экипажа распределили согласно занимаемым должностям, как это практиковалось. И если кто-то из матросов или других младших чинов получил всего лишь медаль "За доблестный труд", даже не орден, вовсе не значило, что эти члены экипажа подвергались меньшей опасности. Ибо начиненный ракетами теплоход в случае непредвиденных обстоятельств был одинаково опасен для всех его обитателей. Хотя, конечно же, степень риска у капитана, да и ответственность его были ни с кем несравнимы.

- А старший мой, Володя, недавно получил "Знак Почета", - сказал мне как-то Никифор Дмитриевич, - это у него уже второй орден, - добавил с гордостью старый партизан.

Узнал я тогда, что старший сын Владимир пришел на флот в первый послевоенный год после окончания средней мореходки, что совсем недавно назначен начальником радиостанции танкера "Клайпеда", а заочно учится в высшей мореходке.

С Владимиром Голубенко так и не пришлось познакомиться лично. Зато с Кимом встречались частенько и при самых разных обстоятельствах. Ежегодно в марте мы оба участвовали в "мальчишниках" в день рождения нашего общего друга Владимира Тучного, вместе не раз посещали вошедшую тогда в моду сауну. Ну и, конечно же, объединял футбол, который мы оба любили, а Ким к тому же был активистом клуба болельщиков "Черноморца", и именно ему доверили пройти по кругу стадиона с кубком "Вместе с командой", завоеванным футболистами совместно с их болельщиками в 1984 году.

Именно Ким Голубенко привел в Одесский порт самый крупнотоннажный в пароходстве балкер "Ялта", который привез из-за рубежа зерно в житницу страны - Украину. Обидно было знать, что нам приходится покупать зерно у фермеров Канады, США, и уж коль они нам его продавали, то и отправляли в Одессу и другие советские порты зерновозами разных судоходных компаний под разными флагами. Так было выгодно продавцам, а нам, великой державе, оставалось соглашаться. И вот однажды пришла "Ялта" под красным флагом, отшвартовалась и разгрузилась в нашей Хлебной гавани. Широкоплечий, загорелый Ким Голубенко стоял на капитанском мостике гигантского корабля, наблюдая за разгрузкой трюмов. Слаженно трудились моряки и портовые докеры, и капитан любовался этой идиллией мирного труда. Может быть, вспоминал в эти спокойные трудовые будни свои рейсы на "Юрии Гагарине", когда над палубой со свистом пролетали американские бомбардировщики, а водную поверхность Атлантического океана то и дело "пробивали" выплывающие периодически корпуса подводных лодок.

Неоднократно встречаясь с Кимом Голубенко, я понял, что он унаследовал не только внешнее сходство с отцом, но и мужество, доброту к людям, организаторские способности.

Именно Ким Голубенко создал и стал первым президентом. Ассоциации капитанов дальнего плавания Черноморского пароходства. Морские профессии не оставили равнодушными и сыновей Кима Никифоровича Павла и Андрея. Оба закончили Одесский институт инженеров морского флота.

Ким Голубенко не дожил всего трех месяцев до своей золотой свадьбы.

Растут, взрослеют трое внуков отважного капитана - продолжатели славного рода ГОЛУБЕНКО.


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка