К оглавлению номера
К оглавлению

 РАБОТА "ПОД ФЛАГОМ": КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ 

10 мая 1990 года впервые в истории Одессы, Украины, впервые в истории всего тогда еще советского морского флота в адрес группы морских профессионалов кооператива "Прогресс" пришло первое персональное приглашение на работу украинских моряков от голландской компании "Ольденбургер". С этого дня и можно, пожалуй, начать отсчет крюинга в Одессе и Украине. Первым украинским моряком, который ушел работать "под флаг" иностранного работодателя стал судоводитель Герман Кобелев (последняя должность в ЧМП - второй помощник капитана, попавший под сокращение).

Как вспоминает капитан дальнего плавания В.С. Ланг, в начале девяностых нужно было иметь немалое мужество для того, чтобы пойти работать "под флаг". Каждого уходящего из ЧМП специалиста стращали неизвестностью, потерей пенсии, трудового стажа, авторитета и т. п. Но и крюинг ведь в Одессе изначально возник для решения проблемы "продления" трудовой биографии опытных пожилых моряков- офицеров. Ведь с кадрами в ЧМП и раньше не было стабильности, а система резерва (когда моряк на берегу получал 90 % зарплаты занимаемой должности) была слишком расточительной и заставляла Минморфлот СССР время от времени под разными предлогами проводить многочисленные увольнения - "чистку" среди моряков. А в середине восьмидесятых и вовсе возникла стойкая безработица из-за резкого сокращения морского флота (кстати, как считают старые капитаны, развал ЧМП начался не в начале девяностых, а гораздо раньше - из-за соцобязательств работать по два-три года на "саморемонте" - т. е. при отсутствии нормального заводского ремонта, из-за сокращения количества судов, поставляемых из-за границы в последние пятилетки советской власти).

Так что для развития крюинга в Одессе ситуация снизу, в общем, уже была подготовлена. Мешали только бюрократические барьеры и устаревшее советское законодательство. Первые моряки, получившие приглашение работать "под флагом" в начале 90-х на отличных условиях, попросту не могли оформить себе выезд за границу - ведь монополистом для выдачи всех разрешительных документов морякам по-прежнему оставалось ЧМП.

(Продолжение следует.)

Подготовил Е. ЖАКОБ при содействии морского агентства "Адриатико-Бриг".


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка