К оглавлению номера
К оглавлению

 ЯВЛЕНИЕ ДЕ ВОЛЛАНА 

Эта книга может стать сенсацией в Одессике.
Ведь найдена, переведена и опубликована не более и не менее как рукопись самого де Воллана, пролежавшая на архивных полках две сотни лет. Рукопись, которой не касалась рука исследователя. Автор назвал этот труд "Очерк моей службы в России". В ту пору над заглавием не шибко мудрили, а называли все своими именами. Действительно, автор, почти не касаясь своих переживаний, просто подробнейшим образом, по годам, описывает свое пребывание на российской государевой службе и свои деяния в те годы.

Но читаешь, и дух захватывает. Сколько сумел сделать этот голландский инженер всего за каких-то два десятка лет! Одно перечисление деяний займет немало строк, но не удержусь и приведу этот скрупулезный список.

Итак, почти с первых дней службы в 1788 году он принимал участие в знаменитом морском сражении при Готланде, в следующем году переведен на юг и "был послан на разведку Хаджибея и Рымника"; в 1790 году составил проект города Николаева и его порта, участвовал в осаде Измаила, за которую получил Георгиевский крест - вожделенную награду каждого российского воина; в 1791 году составил топографические карты завоеванного края между Бугом и Днестром, в следующем году составил проекты Тирасполькой крепости, Овидиополя, Хаджибея и Кинбурна.

В январе 1793 года "совершил большую поездку вместе с генералом Суворовым по всей границе по Днестру, Черному морю, Крыму и Азовскому морю". Именно в этом вояже было решено строить наряду с другими город и порт Одессу. Летом 1794 года начались строительные работы на месте бывшей турецкой крепости Хаджибей, где по планам де Воллана был заложен и построен город Одесса. Работал он вместе с де Рибасом, назначенным градоначальником не существующего еще города. В 1795 году де Воллан создал план города Вознесенска. А 21 сентября адмирал де Рибас поднял штандарт над новой крепостью, нареченной Одесса. В 1796 году де Воллану поручили "незамедлительно представить проекты: 1) восстановления порта Таганрога; 2) превращения рек Дона и Донца в судоходные; 3) поиска местных возможностей и изыскания способа соединения Волги с Доном посредством судоходного канала". Надо сказать, что последнему пункту де Воллан дал отрицательное заключение. В то время не было средств, которыми возможно было бы осуществить сей гигантский проект.

В 1798 году де Воллан занимался Огинским каналом, что соединил воды Припяти с Неманом через реки Ясельда, Шара и образовал непрерывное сообщение от Киева до Мемеля. Вся Украина и Литва могли пользоваться этим водным путем. Затем наступила очередь Мариинского канала, что соединил Неву с Волгой. Десять лет отдал де Воллан этому водному пути. По его же проекту в это время был создан обводной канал вокруг Ненасытинских порогов на Днепре, что сделало эту реку судоходной на всем протяжении.

Остались не упомянуты еще десятки проектов де Воллана, осуществленных в те годы в России и на Украине. Он дослужился до звания генерал-аншефа и Министра путей сообщения. Прекрасная, великая жизнь, о которой мы почти ничего не знали до сих пор.

А познакомил нас с жизнью де Воллана директор музея Одесского морского порта Г.Н. Глеб-Кошанский, который нашел и прокомментировал рукопись замечательного инженера. Отлично иллюстрированная книга издана Одесским портом. Начальник порта Н.П. Павлюк, человек глубоко интересующийся историей Одессы, выделил для этого необходимые средства.

Таким образом заполнена еще одна лакуна в истории нашего города.

Феликс ЗИНЬКО.


К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка