К оглавлению номера
К оглавлению

 ПЕЧАЛИТЬСЯ HE НАДО! ПРОСЛАВИМ НАШЕ СТАДО 

(ЮМОРИНА-99 КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ)

(Окончание. Начало в N 15.)

2. То, о чем скорее всего не догадываются постановщики "Чисто Одесских Олимпийских Игр"

Шоу на огромном пространстве при большом скоплении народа - дело тонкое. Некоторое время тому назад группа американских специалистов задалась вопросом: а в чем же все-таки кроется секрет очарования масс всевозможными поп-звездами, политиками, проповедниками и отдельными шоуменами? И оказалось: никакого секрета нет, есть лишь мастерство и грамотный расчет. Так на свет появилось великое открытие современности под названием НЛП. Тогда же было доказано: сделать яркое шоу можно из чего угодно: будь-то новогоднее обращение к нации или религиозная проповедь в видеозаписи, - достаточно выдержать всего лишь три простых условия: динамичность, насыщенность и контакт с аудиторией.

Постановщики "Чисто Одесских Олимпийских Игр", судя по всему, обо всем этом никогда не слышали и благополучно завалили каждое из трех составляющих. Первоначальная динамика, заданная прыжками парашютистов, выходом карнавала на стадион и другими праздничными заготовками вскоре была погребена под рядом затянутых и откровенно проходных номеров. Тем самым оказалось нарушено правило "от меньшего к большему", когда ход любого действия должен плавно двигаться по нарастающей. А иначе любой слабый или затянутый номер, выпадающий из первоначально заданного ритма, моментально перечеркивает в зрительском восприятии предыдущие впечатления. "Насыщенность" программы также явно страдала творческим кризисом, точь- в-точь повторяя прошлогодние сценарные разработки. Спуск с неба парашютистов, фейерверк, запуск воздушных шаров а- ля олимпийский мишка-80 - все это хоть и способствует праздничной атмосфере, но, повторяясь на всех городских праздниках без исключения, уже не в силах удивить и стать теми захватывающими сюрпризами, из которых и складывается любое шоу. Особо обращал на себя внимание оскудевший состав "звезд". Если в прошлые годы на стадионе можно было увидеть и услышать всех гостей Юморины, то в году нынешнем на его зеленую лужайку ступили разве что лапки киевских "кроликов", подошвы Тима Стронга и Юрия Кузнецова, каблуки одесских джентльменов и колеса автомобиля с Михаилом Жванецким (лишь помахавшего собравшимся ручкой, очевидно решив, что этого с него будет предостаточно). Все оставшееся время почти двухчасовую программу заполняли собой и своими способностями местные таланты, воспроизводя чарующую атмосферу смотров художественной самодеятельности брежневских времен.

Однако если все предыдущие проколы можно отнести на счет обстоятельств, возможностей или пробелов в образовании, то проваленное третье условие (контакт с аудиторией) - это уже следствие обычного непрофессионализма. Для начала в этот раз сцена была установлена не в центре поля, как в прошлые годы, а на ее боковой части. Из-за этого почти половина стадиона оказалась автоматически отлученной от происходящего, имея возможность лицезреть лишь задники декораций и спины выступающих. Другая часть - обладатели билетов на верхние ряды трибун - на себе испытали оптические законы дальних расстояний и плохо изученный постановщиками международный опыт, когда обязательным условием для любого многотысячного шоу должны быть проекционные экраны, позволяющие удерживать внимание зрителей к происходящему в любой отдаленной точке. Попытки сделать зрителей соучастниками при помощи "чисто одесских состязаний" также носили лишь условный характер, поскольку принять в них участие даже при очень большом желании может лишь ограниченное количество людей. Особо отметили свои артистические способности ведущие, осваивая жанр чтения с листа и не особо беспокоясь, чем их слово на трибунах отзовется и отзовется ли вообще. И, как итог всего, - действие на сцене разворачивалось отдельно, а зрители существовали сами по себе.

...Впрочем, наверное, было бы несправедливо слишком категорично подходить к основным карнавальным событиям, ведь на той же Юморине были вещи и куда "покруче". Например, нечто под названием "Юморина районов" или ежедневное действо на Куликовом поле, во время которых местечково-провинциально-самодеятельное превзошло само себя, напоминая вечер талантов в сельском клубе и являя миру модель индустрии развлечений в административно- приказном порядке. Тут же люди хотя бы старались и хотели сделать, как лучше, но, как это часто бывает в Одессе, верх взяли не профессионализм и трезвый взгляд на вещи, а пресловутая одесская претенциозность и синдром Нью- Васюков. Между тем по крайней мере наивно всерьез рассчитывать на повторение в Одессе карнавала не хуже чем "у них", когда тут, "у нас", экономический кризис и вообще весь бюджет Юморины скорее всего примерно соответствует стоимости нескольких самых внушительных декораций карнавала в Рио-де-Жанейро. Но, с другой стофоны, есть одно универсальное средство, способное принести успех при любых, даже самых неблагоприятных условиях: это простые, оригинальные, незаштампованные, иногда даже малобюджетыые, но творческие идеи. С чем, как выяснилось, в Одессе напряженка.

Пока же нашу Юморину в глазах широкой общественности "спасает" лишь то, что, к сожалению, большинство наших жителей не в состоянии позволить себе посмотреть настоящий карнавал где-нибудь во Флоренции, Ницце или Венеции.

А иначе, возвратясь домой из дальних странствий и выйдя 1 апреля на улицы, они будут долго смеяться, правда, по совсем другому поводу. Поскольку единственный вывод, который может сделать на одесской Юморине искушенный турист, - что карнавал в Одессе (созданный из подручных средств) не лишен странностей загадочной славянской души, а оригинальные одесситы иногда не прочь убедить самих себя, что они впереди планеты всей. Тот ли это путь для Одессы, претендующей на лавры туристического и культурного центра Европы, но... уже долгое время не в состоянии это доказать?

Олег МЕЛЬНИЧУК.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка