К оглавлению |
КОМБАТАНТЫ ИЛИ НАЕМНИКИ: КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ
Информация о том, что сотни украинских наемников сражаются в Сьера-Леоне на стороне мятежников из так называемого Объединенного революционного фронта, буквально захлестнула СМИ и не сходила со страниц газет. Об этом утверждала лондонская "ТАЙМС" и немецкая радиостанция "НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА". При этом все ссылаются на источники, независимые от западноафриканского миротворческого контингента, который противостоит мятежникам. "Таймс" пишет о 300 украинских мятежниках, замеченных в 100 милях от столицы страны в городе МАКЕНИ.
Данная информация наводит на некоторые размышления потому, что проблема наемничества или так называемых солдат удачи весьма актуальна для Украины, которая сократила свои Вооруженные Силы начиная с 1993 года более чем вдвое и, видимо, в будущем также будет их сокращать, или, как выражаются военачальники реформаторской волны, оптимизировать.
В связи с этим на гражданку будут уходить молодые энергичные профессионалы-военные, не имеющие профессии, но вынужденные зарабатывать себе на жизнь, так как пенсий и выходных пособий будет недостаточно, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и своей семье.
Однако многие из них, зная из военной истории о существовании Французского легиона, попытаются найти себя в аналогичных формированиях, создающихся в горячих точках на территории СНГ, Африки, на Балканах и др.
А ведь данное действие рассматривается УК УКРАИНЫ (ст. 63,1) как преступление и квалифицируется как наемничество, т. е. участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения или получения другой личной выгоды. Наказание предусмотрено достаточно суровое - от 5 до 12 лет лишения свободы.
Как рассматривает статус наемника международное право, наемник - это лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, которое фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием иметь личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав Вооруженных Сил данной стороны.
Наемник не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте.
Очень важно знать, что его не посылало государство, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его ВС. Наемник завербован для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушения его территориальной целостности и неприкосновенности.
Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. (ст. 47) и Конвенция о запрещении вербовки, использовании, финансировании и обучении наемников 1983 г. четко гласит, что наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленного, он должен привлекаться к уголовной ответственности по законам захватившего его государства. А как нам известно, в разных странах - разные нравы, могут и к смертной казни приговорить, пожизненное заключение назначить или расстрелять на месте без суда и следствия. Вот так строго относятся к тем, кто выбрал войну своей работой и профессией. Комментарии излишни.
Очень прогрессивные взгляды, как мне представляется, определены по данному вопросу Партией зеленых Украины (ПЗУ), в ее программе, в разделе "АРМИЯ", зеленые предлагают создать постоянный Украинский контингент миротворческих сил ООН из числа офицеров, уволенных в запас при сокращении ВС УКРАИНЫ. Обращается внимание на то, что, как правило, сокращают молодых, в возрасте 30-45 лет, офицеров, способных очень плодотворно выполнять специфические обязанности в тяжелых экстремальных условиях.
Таким образом, акцент на уволенных по сокращению делается абсолютно правильно, ибо тем самым государство смогло бы обеспечить достойной работой данную категорию населения и тем самым снять с повестки проблему наемничества.
В Украине есть достаточно объектов военной инфраструктуры, которые не знают куда деть, поэтому с размещением данного контингента проблем не должно быть. К примеру, после раздела Черноморского флота в Крыму осталось несколько военных городков, которые брошены и местными властями на свой баланс не взяты, а постепенно разграбляются жителями окрестных сел. Видимо, и военачальники должны подавать соответствующие предложения по решению данной проблемы на самом высоком государственном уровне, а не бросать на произвол судьбы своих боевых товарищей. А "батяни-комбаты", как поется в популярном хите группы "Любэ", должны хорошо все взвесить, прежде чем отправляться в дальние страны.
В. МАТИЕНКО,
полковник запаса.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |