К оглавлению |
Со взлетом цен и переходом
аптек в фирменное состояние
отношения больной - аптекарь
приобрели некоторую нервозность
и напряженность.
Об этом свидетельствуют письма,
пришедшие в нашу
редакцию. Два из них мы публикуем.
"Много лет аптека N 2, что на Херсонской угол Ольгиевской, изготовляла так называемые "щелочные капли". Это очень простое и эффективное лекарство для глаз пожилых людей, которое прописывали офтальмологи двух глазных клиник медина, что расположились в квартале ниже аптеки. Правда, в течение прошлого года капли эти, представляющие из себя раствор обыкновенной соды и натрия тетрабората в дистиллированной воде, дорожали месяц от месяца и от 32 копеек добежали до 87. Что, спрашивается, вода подорожала? Или соду стали покупать за валюту?
Но Бог с ней, с ценой, зрение-то дороже. Но в этом году аптека перестала делать любимые капли. Теперь их изготовляет лишь одна аптека на Французском бульваре рядом с институтом им. Филатова. Теперь все старики из центральной части города должны отправляться за лекарством туда.
Интересно знать, с кем посоветовались аптечные боссы? Врачей-офтальмологов спросили? Клиентов своих? Да нет, сами додумались. Невыгодно, поди, возиться с изготовлением такого дешевого лекарства, куда проще торговать дорогими, импортными.
Вот и хочется задать все тот же сакраментальный вопрос: кто для кого? Аптеки для больных или больные нужны для того, чтобы можно было обдирать их с каждым днем дорожающими лекарствами?
Простенький вопросик, да кто на него ответит?"
Феликс ЗИНЬКО, участник
ВОВ, инвалид II группы.
"...Когда врач сказал, что моему мужу срочно нужен "Омник", я расстроилась. Ведь этот препарат стоит 90 грн. Правда, в аптеках, понимая, что такую сумму сразу не выложить, продавали его по частям - одну пластинку из 10 капсул (то есть за 30 грн.). Но я чуть не упала в обморок, когда оказалось, что этот столь необходимый препарат вздорожал до 190 грн. (кое-где, хотя он есть в считанных аптеках, его цена равна 208 грн.). Кроме того, мне наотрез отказались продавать одну конвалюту. Положение с мужем было катастрофическое, пришлось побегать назанимать денег и купить все 30 капсул, то есть всю упаковку. Мужу понадобилось лишь 3 капсулы. Ну, 7 капсул останутся про запас, а что делать еще с 20-ю, стоимость которых 125 грн.?"
М. Александрова.
Ну что ответить Ф. Зинько? Вопрос его можно отнести к риторическим, то есть не требующим ответа, так как он сам напрашивается из всего контекста. И проблема здесь, как нам кажется, не частная, она касается не только столь необходимых старикам глазных капель (хотя представьте себе старого, плохо видящего человека, в любую погоду вынужденного за позарез нужным ему лекарством тащиться Бог знает куда каждые 2-3 недели, т. к. глазные капли - препарат скоропортящийся!). Общее в этом вопросе то, что в городе сохранилось очень мало аптек, имеющих рецептурные отделы, которые готовят лекарства по прописям.
Фактически место аптек заняли аптекарские магазины, торгующие патентикой. Совершенно естественно, что далеко не всякое помещение приспособлено для изготовления лекарств (большинство т.н. аптек - это аптекарские магазины и киоски располагающиеся в каких-то подвалах, в "предбанниках" магазинов - словом, в помещениях, не отвечающих необходимым для изготовления лекарств требованиям). Но ведь закрылись рецептурные отделы и в тех аптеках, в которых они были испокон веков.
Мне могут возразить, что сегодня рынок фармпродукции столь разнообразен, что может удовлетворить любой спрос.
Но... Если можно так выразиться, наступила ЭРА ЛЕКАРСТВЕННОГО ШИРПОТРЕБА. И это приводит в какой-то мере к дисквалификации врачей. "Капли Зеленина", "порошки Рысса", "мазь Вишневского", "микстура Кватера" и т.д. А сколько прописей, сколько человеческого, медицинского опыта и наблюдений ушло со старыми корифеями нашей медицины? Если они и передали свой опыт и знания кому-то из учеников, то воспользоваться ими новые поколения врачей уже не могут (иди ищи аптеку, где больного ждут, приготовив все необходимые компоненты, часто самые-самые примитивные, например тальк, который в России не закупают из-за его дешевизны - продавать невыгодно) или не хотят: проще порекомендовать одно из десятков новых названий - уж очень престижно они звучат, куда там каким-то "щелочным каплям". Но если всерьез думать о введении института семейных врачей, где врач должен будет лечить не болезнь, а больного как некую неповторимую биологическую индивидуальность, то без рецептурных отделов с их возможностями субъективного подхода к больному не обойтись.
Что касается второго письма, то, к сожалению, наши аптеки диктуют нам правила игры. Поэтому и пришлось Н. Александровой приобрести всю упаковку "Омника" сразу. Даже если бы ее мужу или кому-либо другому нужно было бы использовать в итоге все 30 капсул, то приобрести их в 3 приема было бы не так ощутимо для жалкого семейного бюджета большинства наших граждан. Кстати, не для всех больных курс лечения "Омником" составляет 30 капсул. Глубоким старикам или людям с очень низким давлением рекомендуется половинная доза на прием. Уже не говоря о тех случаях, когда лекарство вообще "не пошло".
Не мешало бы аптечным работникам быть погибче. Думается, нужны какие-то регламентирующие документы, охраняющие больных и нищих от вынужденной покупки лекарств оптом и поездок за дешевыми препаратами на край света. Видимо, необходимо утвердить некий обязательный для всех аптек ассортимент в независимости от выгодности или невыгодности торговли им.
Елена ГАЛЬ.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |