К оглавлению номера
К оглавлению

Михаил Рыбак

СОЛО НА ПУАНТАХ

В 60-80-е годы каждый балетный спектакль в Одесском театре оперы и балета был настоящим праздником. Мастерство и артистичность исполнителей чувствовал даже непосвященный зритель. И не только в лицах ведущих, а и в слаженности, четкости, музыкальности кордебалета, который, как правило, во многих коллективах грешит разнобоем, нарушениями классических линий да и многими другими "мелочами", не всегда замечаемыми зрителями. Но их обязательно даже в самых быстрых движениях фиксирует фотоаппарат. Одесский кордебалет отличался завидной стабильностью, ибо школа была на самом высоком уровне. А начиналась она у большинства артистов балета с учебных классов теперь уже знаменитой Одесской хореографической школы. Что же касается солистов, то всем запомнились замечательные балерины Сильва Вальтер и Эльвира Караваева, которые ныне, будучи заслуженными артистками Украины, преподают все в той же хореографической школе.

Одновременно с ними в красочном балетном цветнике начала раскрывать лепестки еще одна розочка - Наталья Барышева. Пока она еще была лишь бутоном, но уже исполняла партию - мечту всех балерин - Одетту-Одилию в "Лебедином озере" Чайковского. А потом была энергичная и веселая Аврора в "Спящей красавице" Чайковского и степенная, излучающая добро фея Сирени в том же спектакле, минорная Жизель и властная Мирта в балете "Жизель" Адана, искрящаяся Китри в "Дон Кихоте" Минкуса, источающая любовь Раймонда в "Раймонде" Глазунова, игривая и озорная Царь-Девица в "Коньке-Горбунке" Родиона Щедрина, трагичная Анна в "Анне Карениной" Щедрина, Никия в "Баядерке" Минкуса. И была еще лирическая партия Канделас в одноактном изумительном балете Де Фалья "Любовь-волшебница", которую исполняли самые артистичные, техничные, в общем, самые выдающиеся балерины классического балета страны.

В каждой партии (а они совершенно разные по сюжету, характеру) Наталья Барышева умело соединяла четкость и мягкость переходов. Красивые, в полном смысле классические линии у Наташи сочетаются с эмоциональностью. Это и мастерство, и тончайшая, отточенная техника, помноженная на талант.

Но никакой талант не может процветать без трудолюбия. Зрители, которые восхищаются балетным спектаклем, яркими волнующими нарядами стройных легковесных балерин, далеко не всегда представляют себе, какой за этой красотой, блеском, кажущейся свежестью заложен титанический труд.

Мне приходилось много раз бывать в балетном зале оперного театра, где ежедневно полтора часа без перерыва занимаются все артисты балета. Все без исключения, в том числе самые-самые... Помню, как усердно выполняла упражнения, отрабатывала технику Наташа Барышева даже в те годы, когда была уже знаменита и признана, имела звание заслуженной артистки Украины. Иной раз могла бы и сделать передышку, расслабиться, как это часто делали другие. Но Наташа всегда трудилась, что называется "до седьмого пота", а после насыщенного урока, когда тело уже разогрето и мышцы в рабочем состоянии, спешила на репетицию, где отшлифовывались движения, необходимые для исполнения той или иной конкретной партии. А бывало, и нередко, что в тот же вечер у нее спектакль и заглавная партия, требующая максимальной отдачи.

Казалось, музыкальная и пластичная, исключительно техничная Наташа Барышева создана только для классического балета. Однако она легко (а если точнее - успешно) справилась и с элементами современного балета. Талантливая одесситка Барышева в начале 70-х годов вслед за народной артисткой СССР Майей Плисецкой блестяще исполнила партию Кармен в "Кармен-сюите" Щедрина-Бизе, где в классический балет привнесены достаточно сложные элементы современного танца. В "Кармен-сюите" Наташа продемонстрировала и гибкость тела, и необычайную артистичность, ибо Кармен - не только балетная партия (пусть даже необычная), но прежде всего созданный артисткой образ.

Созданный Барышевой образ зажигательной Кармен был настолько индивидуальным и отличным от образа, созданного даже ПЕРВОЙ БАЛЕРИНОЙ СТРАНЫ Плисецкой, что сама Майя Михайловна аплодировала нашей Наташе, когда одесситка танцевала партию Кармен в Москве. А после спектакля народная артистка СССР Плисецкая пришла в гримерную Барышевой и выразила свой восторг:

- Молодчина, Наташа, это настоящая удача. Ты родилась под счастливой звездой!

Это была самая высокая награда для Барышевой.

В те годы мой объектив внимательно следил за каждым движением восходящей одесской звездочки. Фотографировать Наташу Барышеву во время танца было нелегко (она двигалась быстро, появляясь то с одной, то с другой стороны огромной сцены), но это доставляло истинное удовольствие. Ибо более совершенных форм, более пластичных движений, более красивых прыжков и полетов над подиумом, видимо, просто не бывает. Изучив за многие годы (и во время уроков, и на спектаклях) основные движения в классическом балете, я тем не менее постоянно искал новые точки съемки, ракурсы. Однажды даже забрался на самую верхнюю площадку сцены, откуда прекрасно смотрелись "лебедушки" с красиво изогнутыми телами, наклоненными головками на тоненьких длинных дугах-шейках, окруженные накрахмаленными белыми пачками.

Вполне возможно, что не все одесситы хорошо знакомы с балетом. Но имя Натальи Барышевой знают многие, ибо оно уже вошло в историю культуры, искусства не только нашего города, но и Украины. Почти все творческие годы Барышевой связаны с неизменным и достойным ее партнером Михаилом Петуховым.

Наташа, как и многие одесские примы, пришла в театр после знаменитой и уже именитой одесской хореографической школы, а Михаил Петухов закончил Киевское хореографической училище. Сегодня это единственная одесская балетная пара, удостоенная высокого звания народных артистов Украины.

Еще будучи ведущими солистами балета, Наташа и Михаил проводили те самые обязательные ежедневные уроки школы балета со своими коллегами. Они были необычные репетиторы, так как могли не только подсказать, но и показать идеальное выполнение любого движения. Застал я как-то Наташу во время занятий с уже опытными балеринами, исполняющими сольные партии: Аллой Пинчуковой и заслуженной артисткой Украины любимицей публики Ниной Стоян.

В 1996 году при театре создано балетное училище, и его ведущими педагогами стали Наталья Барышева и Михаил Петухов.

Поступают в училище семиклассники той самой одесской хореографической школы, где педагогами работают ее бывшие выпускники и в недалеком прошлом популярные солисты балета Одесского театра оперы и балета заслуженные артистки Украины Сильва Вальтер, Светлана Антипова и Эльвира Караваева.

В училище у Наташи и Михаила пока 12 учеников (из них 9 девочек), которые получат дипломы как раз к концу этого сумбурного двадцатого века.

На фото автора: Аврора в "Спящей красавице" (1978 г.): Наталья Барышева
проводит урок с солисткой заслуженной
артисткой Украины Ниной Стоян
(декабрь 1975 г.)

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка