К оглавлению |
Архив
"БАУНТИ"
Английский парусный флот XVIII века отличался жесточайшей дисциплиной, базировавшейся на телесных наказаниях. За малейшую провинность матросов пороли плетьми, заковывали в кандалы. Более тяжкий поступок влек за собой ужесточение наказания - заточение в карцер или канатный ящик (где размещалась якорная цепь), протаскивание под килем судна или вздергивание на рее. Тяжелейший труд не компенсировался материально - зарплата была мизерной. Любое неповиновение команды рассматривалось как бунт и подавлялось с беспощадной жестокостью. История сохранила несколько примеров того, как, не считаясь с затратами, корабли его величества гонялись за бунтовщиками, чтобы примерно их наказать...
3-мачтовый военный транспорт английского флота "Баунти" был построен в 1787 году. Осенью того же года был отправлен под командованием лейтенанта В. Блая в Тихий океан для сбора на островах Полинезии саженцев хлебного дерева и транспортировки их в британские колонии Северной Америки. После ухода корабля с острова Таити 26 апреля 1789 года команда, возмущенная жестоким обращением Блая, подняла мятеж. Командира и нескольких человек, согласившихся разделить его судьбу, посадили в шлюпку и оставили в открытом океане, а восставший экипаж на захваченном "Баунти" вернулся на Таити. На острове, однако, осталась только часть команды, другая часть во главе с руководителями мятежа Д. Адамсом и Ф. Криспеном, опасаясь наказания, ушла на "Баунти" на остров Питкэрн. Высадившись 13 июня 1790 года на Питкэрне, английские моряки сожгли "Баунти" и основали на острове колонию, где потомки экипажа "Баунти" живут и в настоящее время. Блаю (недаром он был достойным учеником знаменитого Кука) удалось спастись и добраться до Англии, подтвердив выводы Бомбара - при отсутствии паники, наличии цели и крепкой дисциплины, в океане можно выжить. Если не считать погибшего в первые дни матроса Нортона, Блай не потерял ни одного из участников сорокадневного плавания, сохранив для правосудия свидетелей бунта. В марте 1791 года к Таити подошел английский фрегат "Пандора". Мятежников схватили, заковали в кандалы и бросили в трюм. В июне 1791 года "Пандора" потерпела крушение у Большого Барьерного рифа. Несколько мятежников погибли, других, которым удалось спастись, судили в сентябре 1792 года. Капитан Вильям Блай умер в 1817 году в чине вице- адмирала, оплакиваемый тремя сыновьями, большой семьей и друзьями. Приключения экипажа парусника через двести лет неожиданно всплыли в литературе (книга Р. Мерля "Остров") и кинематографии. "Баунти" был воссоздан в первоначальных размерах, снято несколько видовых и художественных фильмов, и теперь его история считается одним из романтических эпизодов в летописях эпохи безраздельного господства парусного флота в водах Мирового океана. На островах, где обитала команда "Баунти", растут кокосовые пальмы. Не потому ли туземные островитянки и падающие кокосовые орехи задействованы в рекламе популярного батончика? На рисунках воспроизведены две монеты, посвященные 200-летию эпопеи "Баунти" (всего выпущено 6 монет). На рис. 1 (1 крона, остров Мэн) запечатлен эпизод высадки В. Блая и арестованных офицеров в шлюпку, на рис. 2 (1 доллар, остров Питкэрн) - фрегат "Баунти".
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
К оглавлению | Вверх | Подшивка |