НА ВЫСОТЕ ДЕВЯТЬ ТЫСЯЧ МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ

Самолет, наконец, набрал высоту. Погасло предупреждающее табло. Спало напряжение, пассажиры, высвобождаясь, защелкали пряжками ремней и стали посматривать по сторонам, изучая попутчиков. Огляделась и я. Мое внимание сразу же привлек человек, сидевший по другую сторону прохода. Его необычное лицо показалось мне странно знакомым. Но где я его видела? И когда? Я была уверена, что это "КОГДА" относится к какой-то очень давней жизни.
И вдруг меня осенило: ВАДИМ МУЛЕРМАН - красивейший голос шестидесятых годов! Один из популярнейших певцов, внезапно исчезнувший с телеэкранов и афиш...
Какое-то время я просто поглядывала на певца, а затем решилась, подошла к нему, представилась и попросила дать интервью для нашей газеты. И вот, переждав паузу, заполненную голосом стюардессы, сообщившей, что наш полет проходит на высоте 9 тысяч метров над уровнем океана, мы начали нашу беседу.

- Вадим, вы летите домой или из дома?

- Домой. Мой дом там, где моя семья, в Харькове. А в Америке я работаю. У меня на радиопрограмме WMNB своя получасовая передача "От шлягера к шлягеру". Я рассказываю о корифеях нашей эстрады, о певцах, да и не только о певцах. Ставлю записи, напеваю сам. Передача идет с включением прямой линии, так что я отвечаю на вопросы радиослушателей. Судя по числу вопросов и писем, моя передача весьма популярна. Сейчас по просьбам слушателей мне должны увеличить эфирное время.

- У меня нескромный вопрос: когда-то вы были обладателем буквально обвораживающего голоса... Что от него осталось сегодня? Ведь вас не было слышно более 30 лет. Вы только напеваете или поете?

- Конечно, пою. Голос остался и более того, говорят, что теперь я пою лучше, чем в молодости.

- Вы даете концерты в США? Как вам американская публика? Не хотите ли вообще перебраться в Америку?

- Нет, Америка в творческом плане не для меня. Публика мне не нравится. Они и дома ходили только на зарубежные гастроли, и здесь ходят только на тех русских, которых можно расценить как "импортных" гастролеров. Большие сборы делают Задорнов, Ротару... потому, что они здесь не живут... Хотя часто и приезжают, и по-настоящему замечательных мастеров искусства здесь могут не оценить. Вот приезжали Александр Демьяненко и Михаил Светин, привезли спектакль "Дон Педро" - в зале сидело едва ли сто человек. Ребята чуть не плакали. Жаль... Можно было бы сюда весь наш золотой шлягер привезти.

- Вы бывали на гастролях в Израиле? Как тамошняя публика?

- Замечательная. Такая же, как и была в Союзе. Там нет мещанского брайтонского духа. Брайтонцы певцов предпочитают слушать во время застолья. В Израиле совсем по-другому. Хотя конечно, обобщений делать нельзя. Американская культура, вернее, культура в Америке - вопрос серьезный.

Это ведь страна без своей культуры. То, что есть, - это конгломерат тех культур, что привезли эмигранты, африканцы. Но в этом конгломерате отсутствуют русские традиции. Нет нашего вклада.

- Я не понимаю. А как же Набоков, Рахманинов, Бродский?

- Речь не о классике. Я говорю о поп-культуре, в частности об эстраде. Сейчас нам вообще нечего внести в этот жанр. Лет 30-40 назад мы еще могли конкурировать, и небезуспешно, а сегодня наша эстрада безнадежно отстала.

Наше эстрадно-цирковое училище не дает своим выпускникам того, с чем выходят на сцену американцы. Эти умеют абсолютно все - они синтетические актеры. Посмотрите любой бродвейский спектакль. Вокал, пластика, хореография, акробатика, драматическое дарование...

- У нас Бобу Фоссу не с кем было бы работать?

- Ну, Боб Фосс!.. Я впервые начинал работать в Штатах в Калифорнии. Приехал из-за больного брата. Надеялся спасти... У меня были ученики: четверо американцев и четверо русских. Я работал с ними и как режиссер (я ведь закончил режиссерский факультет в ГИТИСе). Я был просто поражен высоким профессионализмом американских ребят. После наших занятий они все прошли по конкурсу в Лас- Вегасе.

- Но есть же у нас Валерий Леонтьев?

- Валерий Леонтьев - это изумительное явление. Я это понял с первого же раза, когда был членом жюри в песенном конкурсе стран соцсодружества в Ялте. Мы тогда с Кобзоном и Великановой перетащили на нашу сторону всех членов жюри и дали Валерию I место. Но я считаю, что в наших условиях он не до конца смог реализоваться.

(Окончание следует.)

Ведет беседу Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете