ОН ДО КОНЦА ИГРАЛ В ШАХМАТЫ

У каждого поколения свои кумиры, в том числе и спортивные.

Одним из кумиров моего шахматного детства был Ефим Геллер.

Едва ли не первой шахматной книгой, прочитанной мной, оказались воспоминания Е. Геллера, изданные в родном городе гроссмейстера. Потом я узнал, что их фактически написал редактор этой книги Михаил Рубин, с сыном которого, Аркадием, мы впоследствии подружились за шахматной доской. Сам же гроссмейстер не был силен по части написания каких-либо текстов: он и в университете учился не более и не менее как 12 лет, поставив тем самым, должно быть, своеобразный всесоюзный рекорд. Ефим Петрович вообще если что-то умел, так это играть в шахматы. Но зато в этом ремесле преуспел больше всех одесситов, когда-либо живших на земле.

Никто и никогда из наших земляков не достигал таких высот, как Е. Геллер, становившийся чемпионом СССР в ту пору, когда выиграть этот турнир было под силу только суперигроку, неоднократному претенденту на мировую шахматную корону, победителю нескольких весьма престижных международных турниров. Я до сих пор помню, как отчаянно болели мы за нашего земляка в 1962 году, когда на далеком острове Кюрасао он с семью выдающимися мастерами, среди которых были Петросян, Керес, Фишер, Корчной, сражался за право сыграть матч с чемпионом мира М. Ботвинником. С каким восторгом встречали каждую его победу и с какой обидой - поражения. Сыграть матч на первенство мира Е. Геллеру так и не довелось, но в историю шахмат он вошел как один из лучших мастеров 50-60-х годов.

А познакомиться с кумиром детства мне выпало совсем недавно, три года назад, когда гроссмейстер приехал в родной город, где объединение шахматных клубов торжественно отмечало его юбилей. Уже видно было, что он болен и его, вовсе не "тусовочного" человека, вся эта суматоха, хотя и бесконечно приятная, но все-таки чуть тяготит. Правда, на контакт он шел охотно, и мне удалось даже снять большое интервью для своей тогдашней телепрограммы "Одесские мемуары". Подозреваю, что это была последняя телезапись выдающегося шахматиста.

После этой записи мы разговорились с женой Ефима Петровича, и оказалось, что она давно уже дружит с Нелей Харченко и очень хотела бы ее видеть. Мне удалось помочь организовать такую встречу, и по их лицам было видно, как женщины рады снова увидеть друг друга. А на следующий день я встретил их в городе.

- Что делает сейчас Ефим Петрович? - спросил я у его супруги.

- Как что? - улыбнулась она. - Играет в шахматы!

Он действительно до конца играл в шахматы.

С сожалением приходится писать - ИГРАЛ.

Увы, и кумиры не вечны.

Несколько дней назад Ефима Петровича Геллера не стало. Семидесятипятилетие гроссмейстера нам уже предстоит отпраздновать без него...

Александр ГАЛЯС.

На фото М. РЫБАКА: Е. Геллр (слева) и В. Тукмаков.


К оглавлению номера Подшивка О газете