ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ: ШАРА ЗАКОНЧИЛАСЬ

"Время" дарового проезда в трамваях и троллейбусах, которое продолжалось в Одессе четыре с небольшим года, в ближайшем будущем отойдет в прошлое. С 1 февраля пассажиры нашего города снова вспомнят предназначение компостеров и, перед тем как сесть в общественный транспорт, должны будут нащупать в кармане заветный талон, памятуя о том, что лучший контролер - совесть.

Решение об отмене бесплатного проезда в трамваях и троллейбусах на прошлой неделе приняла очередная сессия городского совета. Стоимость талона на проезд в городском электротранспорте установлена в 30 копеек; как и прежде, определены категории пассажиров, которые смогут пользоваться транспортом бесплатно: пенсионеры, ветераны войны, воины-интернационалисты, чернобыльцы, инвалиды I и II групп, дети до 7 лет. Для студентов и школьников будут выпущены льготные студенческие и ученические проездные билеты, действующие на протяжении месяца.

Нетрудно догадаться, с какими чувствами встречают известие о введении платы за проезд большинство жителей Одессы. Однако, отбросив ненужные эмоции, одесситам стоило бы наконец раз и навсегда отказаться от "менталитета халявщика", который в силу разных причин сформировался у наших людей за последние 70 с лишним лет. Ни одна из услуг, предоставляемых населению, не может существовать бесплатно, так что было бы странно ожидать, что в Одессе наконец-то появится нормальный, качественно работающий транспорт, если его никто не будет оплачивать. Для сравнения: даже в достаточно развитых, благополучных странах электротранспорт - удовольствие не из дешевых. (Стоимость проезда в трамвае, к примеру, в Страсбурге составляет около 1,4 доллара.) Поэтому цена в 30 украинских копеек (0,08 доллара) пусть станет слабым утешением для наших людей, истосковавшихся по "красивой" жизни.

Другое дело, смогут ли нынешние городские власти, решившиеся на такое непопулярное решение, вместе с введением оплаты за проезд создать в Одессе цивилизованный, профессионально работающий электротранспорт по европейским стандартам? Никому в Одессе уже не нужен такой транспорт, который приходится по полчаса дожидаться на грязных остановках, а в салонах которого невозможно протолкнуться. Не говоря уже об опасности испытать на себе "искусство" карманников или же хамство водителей и контролеров. Так что уж если нынешняя городская власть снова берет с людей деньги за проезд, то одновременно она несет и полную ответственность перед своими горожанами за качество тех услуг, которые с 1 февраля предстоит ежедневно оплачивать каждому жителю и гостю нашего города.

Алексей ЧУКОВ.


К оглавлению номера Подшивка О газете