ОДЕССКИЕ ТРАМЫ И ДРАМЫ

Часть 5

(Продолжение)

Ей-Богу, как подумаешь да поразмышляешь да полистаешь страницы Истории, так действительно получается, что все люди чуть ли не братья, а каждый пятый в мире - китаец. Ну, по поводу китайцев я несколько преувеличил, но что касается братьев, то в старой Одессе это было действительно так.

Вот вам еще одно подтверждение. Казалось бы, что может быть общего у известного писателя-эмигранта, бывшего знаньевца Семена Юшкевича с не менее известной советской поэтессой Верой Инбер?.. Ну и что из того, что они уроженцы Одессы? Так мало ли литераторов родом из той литературной Мекки!

Однако если без шуток: если пошуровать как следует в Истории, то выходит, что наш Семен вполне мог встречаться с вашей Верочкой, если они так-таки не встречались. Дело в том, что папа Веры Шпенцер работал, оказывается, в том же самом издательстве "Матезис", в котором подвизался брат писателя Юшкевича - Павел Соломонович.

Немного из Истории математики. Еще в 1969 году Э. Кольман, академик Чехословацкой Академии наук, поместил в журнале "Новый мир", N 4, в разделе "Книжное обозрение" рецензию, в которой на стр. 277 - математика - точная наука, и мы с вами обязаны быть точными - писалось следующее:"... Важные труды по истории математики принадлежат В. В. Бобынину, М. Е. Ващенко-Захарченко, И. Ю. Тименко, В. Ф. Кагану, А. В. Васильеву и не математику, профессору древней истории Н. М. Бубнову".

Поскольку Э. Кольман упомянул не математика, профессора древней истории Н. Бубнова, он должен был, прямо-таки обязан был упомянуть рядом с М. Ващенко-Захарченко и А. Васильевым фамилию их сподвижника, не математика, но человека также причастного к трудам по истории математики - Павла Соломоновича Юшкевича. Потому как дело обстояло так. В Киевском университете еще до революции плодотворно работали профессора М. Е. Ващенко-Захарченко (1825-1912) и В. П. рмаков (1845-1922). Ващенко-Захарченко был переводчиком последнего в России издания "Начал Эвклида с пояснительным введением и толкованием" (Киев, 1880), а также автором "Истории математики" (Киев, 1883) - первой в Украине оригинальной книги по истории математики в царской России.

Его ученик В. Ермаков совместно с другими профессорами и преподавателями основал в 1889 году при местном университете киевское физико-математическое общество. А несколько раньше он же организовал выпуск весьма популярного в те годы журнала "Вестник опытной физики и элементарной математики" (1884 г.). В 1891 году издание этого журнала было перенесено в Одессу, где редакторами его становятся математики молодого Новороссийского университета Е. Ф. Сабинин, В. В. Преображенский, С. П. Ярошенко и др. В ту пору широкую просветительскую деятельность в области физико- математических наук вело в Одессе уже упоминавшееся нами издательство "Матезис", руководство которого длительное время осуществлял приват-доцент, а затем профессор Новороссийского университета В. Ф. Каган (1869-1953), которого также упоминает Э. Кольман в своем обозрении. Мы не будем подробно рассказывать о печатавшихся в журнале трудах, так как задача наша не математическая, а историко- филологическая. Скажем лишь о том, что кроме упоминавшегося журнала издательство "Матезис" выпускало сборники "Новые идеи в математике", подготавливаемые А. В. Васильевым и П. С. Юшкевичем. Таким образом, во-первых, выпуская столь популярный сборник, П. С. Юшкевич не мог не быть знаком нынешним историкам математики; во-вторых редактируя сборники, издававшиеся "Матезисом", Павел Юшкевич не мог не встречаться с Михаилом Шпенцером - папочкой будущей Верочки Инбер.

Издательство "Матезис" в свое время широко и плодотворно пропагандировало зарубежных авторов, что способствовало ознакомлению отечественных ученых с последними достижениями иностранных математиков. Так было. Но отчего же нынче так беспардонно поступили с одним из тех, кто стоял, так сказать, у истоков этой пользительной научной пропаганды?!..

Ларчик открывался просто: Павел Соломонович Юшкевич был махистом и меньшевиком. Кроме того, он в 1908-1909 гг. сотрудничал в сборниках "Литературный распад", что выходили в С.-Петербурге. Его имя стояло рядом с именами А. Н. Потресова (Старовера), Ю. М. Стеклова (Невзорова), А. А. Богданова, В. А. Базарова, А. В. Луначарского, который в те годы, как известно, занимался богоискательством и богостроительством. Так П. Юшкевич в глазах ленинско- сталинских ортодоксов навсегда подмочил свою репутацию. И вот почему Э. Кольман не упоминает его в своей статье.

Однако в той статье есть и еще один пикантный момент. Дело в том, что это не что иное, как отзыв на книгу А. П. Юшкевича "История математики в России до 1917 года" (М,. "Наука", 1968 г.). Интересно, правда?

А. П. Юшкевич был не только автором этого капитального труда, но и инициатором и одним из редакторов сборников "Историко-математические исследования", что выходили на протяжении 1948-1966 гг. и получили признание не только в Союзе, но и за рубежом. Правда, на 17-м томе это издание было приостановлено.

В рецензируемой "Истории математики в России до 1917 года" А. Юшкевич использовал не одни лишь свои двадцатипятилетние оригинальные историко-математические исследования, но и не опубликованные прежде архивные материалы. Так, в четвертой, последней части рецензируемой книги он пишет о математиках второй половины XIX - начала XX веков. И тут упоминается Одесса и ученые-математики Новороссийского университета: "В последние десятилетия XIX века казанский астроном П. С. Порецкий успешно занимался алгеброй логики, которую также разрабатывали в Одессе И. В. Спешинский, Е. Л. Буницкий, Л. О. Шатуновский..." Эта цитата из все того же книжного обозрения Э. Кольмана, академика Чехословацкой Академии наук. И опять же - ни слова о Павле Соломоновиче Юшкевиче. Интересно почему?! Одесские тайны и драмы?.. Прошло тридцать лет без малого после выхода в свет того, легендарного "Нового мира", что подписывал к печати А. Т. Твардовский. Сколько воды утекло...

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ


К оглавлению номера Подшивка О газете