Михаил Рыбак

"Записки фоторепортера"

39. КЛЮШКА ФИРСОВА

Каждый вид спорта имеет свои особенности, и их очень важно знать фоторепортеру. Большинство массовых и самых популярных видов спорта я на протяжении многих лет съемок изучил досконально. Выработалась реакция, просмотрены и облюбованы ракурсы, точки съемки, и тем не менее каждый раз удается находить что-то новое, ибо нет ничему предела и от поисков никогда нельзя отказываться. Привлекал своей динамичностью, накалом борьбы хоккей на льду, но в Одессе можно увидеть только детские хоккейные турниры, которые я охотно посещал. А настоящий хоккей одесситы могли видеть только по телевизору.

Самым хоккейным месяцем в Москве был декабрь, когда проводился международный хоккейный турнир на призы газеты "Известия". Это были соревнования на уровне чемпионата мира, ибо участвовали в этом турнире лучшие сборные команды планеты.

В декабре 1969 года меня пригласила в Москву газета "Советский спорт", с которой я активно сотрудничал. В то время на нескольких спортивных аренах столицы проводились соревнования республиканского масштаба.

Три штатных спортивных фоторепортера газеты просто не успевали охватить все соревнования, проводившиеся в разных концах огромного города и пригородов.

Поэтому предложили мне сделать фоторепортаж на Ленинских горах, где соревновались прыгуны с трамплина.

Для меня этот вид спорта был незнаком и тем более интересен.

- И в такой экипировке ты собираешься торчать на морозе под трамплином? - удивился мой коллега и друг, талантливый фотожурналист "Известий" Виктор Ахломов. Нашлась у него прекрасная теплая куртка, в которой совсем забыл о московском морозе. Два дня снимал прыжки с трамплина и ежедневно добирался в центр города, чтобы в редакции обработать пленку и оперативно сдать фотографии. Для первого раза трамплин получился довольно сносный.

Через несколько дней начинался хоккейный турнир "Известий".

- Завтра пресс-конференция и аккредитация, - сообщил Виктор Ахломов. - Попробуем тебя аккредитовать, хотя все заявки наших и иностранцев поданы заранее. После переговоров с главным спортивным журналистом "Известий" Борисом Федосовым получили "добро".

На пресс-конференции в одном из светлых уютных помещений нового здания "Известий" собрались ведущие спортивные журналисты, теле- и радиокомментаторы, тренеры команд-участниц, несколько именитых хоккеистов. После пресс-конференции аккредитованные фоторепортеры получили карточки на право съемки хоккейного турнира. Тогда съемку вели непосредственно у бортика, так что вся ледовая баталия проходила рядом. Это было интересно и небезопасно, ибо летящая от сильного удара шайба подобна пистолетной пуле. Впоследствии, через несколько лет, фоторепортеров к бортику уже не допускали, а выделили для них специальную ложу, откуда видно все, но снимать можно только телевиком. А ТОГДА мы были вооружены нормальными и даже широкоугольными объективами, ибо нередко борьба за шайбу разворачивалась совсем рядом.

Итак, после пресс-конференции все, кто прошел аккредитацию, разбрелись по соседнему холлу. Собирались группами, беседовали, курили. Кое-кто успевал взять интервью у той или иной знаменитости.

Мы с Ахломовым оказались рядом с известным спортивным комментатором Николаем Озеровым, который был в то время популярнее самых выдающихся спортсменов.

Был Николай Николаевич и заслуженным мастером спорта, и народным артистом СССР. Он и в самом деле был невероятно артистичным, когда комментировал футбольные или хоккейные матчи, покоряя телезрителей выразительной жестикуляцией, мимикой, интонацией. Каждый его комментарий был ярким моноспектаклем.

Когда мы подошли, Озеров беседовал с человеком спортивного телосложения с суровым и притом весьма приятным лицом. Это был, как оказалось, в недавнем известный канадский хоккеист Бобби Халл.

(Окончание следует.)


К оглавлению номера Подшивка О газете