Темой выступления известного историка из Санкт-Петербурга
Льва Лурье в рамках проводившихся "Дней науки" стала
сравнительная характеристика истории двух "Пальмир" -
"Северной" и "Южной", а именно: родины историка и города, в
котором он выступал.
- И Петербург, и Одессу я бы назвал "обиженными
городами". Когда пытаешься проследить недолгую в общем-то
историю двух этих мест, невольно обнаруживаешь массу
сопоставлений и перекличек.
Начнем с того, что сами места расположения наших городов выбраны странно. Петербург - самый северный из крупных городов мира - вообще построен в очень плохом месте, уже хотя бы потому, что во времена Петра Первого город был прямо-таки подвержен наводнениям. В сущности, для решения тех задач, которые поставил перед собой Петр, гораздо больше подходили такие места, как Выборг или Нарва (лично я в качестве альтернативы Москве выбрал бы Таганрог). Да и Одесса основана волевым решением; ведь порт мог быть заложен и в Николаеве, и в Херсоне, и в Очакове. Оба города были в момент появления достаточно далеко удалены от страны (Маркс назвал Петербург "эксцентрическим центром Российской империи"), застраивались иностранцами, притом безо всякой оглядки на российскую традицию, явно тяготея к Европе. (Кстати говоря, буквально любому архитектурному шедевру в Петербурге и Одессе нетрудно отыскать предшественника на Западе.) Впрочем, эта удаленность сыграла, возможно, положительную роль в том, что оба города более или менее сохранили свой первоначальный облик. В Москве или Киеве от старой архитектуры осталось совсем немного. Нельзя сказать, чтобы коммунисты не хотели изменить облик Петербурга и Одессы; Зиновьев, который в первые послереволюционные годы возглавлял ленинградскую партийную организацию, намеревался взорвать многие старые здания. К счастью, не хватило, видимо, пороха - весь пошел на Москву, которую удалось все- таки превратить в "образцовый коммунистический город".
Кстати, существовал в тридцатые годы грандиозный по всем параметрам (в том числе и по степени бредовости) проект слияния Москвы и Петербурга в один город. На эту тему писатель Адамов даже сочинил довольно известный в свое время роман.
В советские времена получил широкое распространение миф о некоей "мести" со стороны Москвы Петербургу и со стороны Киева Одессе. Я не думаю, чтобы кто-то сознательно намеревался уничтожить наши города, просто проводилась общая для всех политика "унификации" всех нестоличных мест. Но несмотря на огромные усилия, власти так и не сумели справиться ни с Петербургом, ни с Одессой. "Дух города" сохранился, особым образом спрессовавшись в мифологию. 2
Скажем, "петербургский миф" начинается с пушкинского "Медного всадника". И поразительно, но в ХIХ веке никто не писал о красоте Петербурга; об этом заговорил Александр Бенуа в начале ХХ столетия. А после 1917 года получил широкое распространение миф о прекрасном прошлом города. Нечто похожее происходило и с Одессой, где мифологемой стало порто-франко. И потому краеведение в наших городах носило политический характер; ведь материальная среда дореволюционного времени казалась намного более яркой, чем современная.
Так получилось, что я не был в Одессе лет десять и, глядя на город, вижу, что он стал на порядок лучше. И пусть кафе и ресторанчики на Дерибасовской выглядят пока что не так, как в Париже, но зато исчезли унылые, грязные магазины с вечными очередями. А что касается плитки на тротуарах, так ведь наш Собчак начал этим заниматься гораздо раньше вашего Гурвица, а теперь Руцкой в Курске продолжает эту традицию. По всей видимости, с этого всякий новый мэр начинает нынче свою деятельность...
Записал Гелий АЛЕКСАНДРОВ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |